|
|
N°108, 18 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Белые пятна «Голубого потока»
Турция ставит под удар долгосрочные газовые контракты
В Анкаре проходят переговоры между представителями российского «Газпрома» и турецкой государственной трубопроводной компании BOTAS по поводу изменения условия поставок российского газа в рамках проекта «Голубой поток». Для российского концерна они принципиальны: если не удастся договориться, существует риск разбирательств в международном арбитраже, и если результат окажется не в пользу «Газпрома», то вся система поставок газа в Европу может затрещать по швам.
Как известно, в конце мая министр энергетики Турции Хилми Гюлер заявил, что его страна намерена в судебном порядке заставить «Газпром» снизить цену газа, поставляемого по «Голубому потоку». По его словам, «Газпром» допустил ошибку в формуле расчета цены, и теперь Анкара намерена ее исправить, обратившись в международный арбитраж. Однако буквально через неделю Анкара неожиданно «дала задний ход». После консультаций с прибывшим в Турцию представителем руководства российского «Газпрома» Юрием Комаровым стороны заявили, что «необходимости в обращении в международный суд нет». Турция и Россия, по словам г-на Комарова, намерены расставить все точки над i в ходе очередной рабочей встречи, которая и началась в минувший понедельник, и Анкара в ближайшее время возобновит прокачку газа по трубопроводу «Голубой поток».
По информации газеты «Время новостей», переговоры должны быть завершены до конца месяца. Дело в том, что с 1 июля согласно контракту вступает в силу правило take or pay («бери или плати»). А это значит, что туркам вне зависимости от того, начнут ли они отбирать газ из «Голубого потока», придется за него платить. Соответственно, если договориться к означенной дате не удастся, скорее всего состоится прецедент с подачей иска в международный арбитраж, в котором будут оспариваться обязательства покупателя по долгосрочному контракту на поставку газа. Если же суд решит дело в пользу турецкой стороны, то легитимность всей системы газпромовских поставок в Европу будет поставлена под сомнение. Желающих пересмотреть соглашения, особенно сейчас, когда цены на газ весьма высоки, найдется достаточно. Представитель «Газэкспорта» в неофициальной беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» высказывал опасения по поводу исхода переговоров. По его словам, основным аргументом турецкой стороны является вовсе не изменение экономической конъюнктуры, о котором принято говорить. Турция добивается снижения цены газа, упирая на то, что соглашения с «Газпромом» были подписаны прежним руководством страны и компании BOTAS, которое сейчас обвиняется в коррупции. При этом в «Газпроме» уже готовятся к возможному суду и не исключают, что в случае нарушения турками правила take or pay сами обратятся в суд.
Скандалы относительно проекта «Голубой поток» в Турции вспыхивают далеко не в первый раз. Обвиняемыми выступают первые и вторые лица правительства страны, и разбирательства носят больше политический характер. Как только очередное правительство слабеет, оппозиция немедленно начинает «разоблачения» участников «Голубого потока». На днях в Анкаре бывший премьер-министр Турции Месут Йылмаз в течение шести часов давал показания перед парламентской комиссией, расследующей факты распространения коррупции в Турции. Интересно, что скандал вокруг этой фигуры то вспыхивает, то угасает в унисон с возникновением трений и деловых проблем между компаний BOTAS и «Газпромом». Месут Йылмаз, возглавлявший турецкое правительство в 1999 году и до ноября прошлого года занимавший пост представителя премьер-министра, является одним из наиболее известных турецких политиков. Он подал в отставку с поста председателя партии Отечества после того, как в ходе парламентских выборов она не смогла перешагнуть 10-процентный барьер.
Судя по сообщению газеты Turkish Daily News, заседание парламентской комиссии проходило за закрытыми дверями, и хотя какие-либо детали этого обсуждения еще не просочились в печать, известно, что пока никто конкретно не обвинен в коррупции. «Любые обвинения в коррупции, которые могут быть выдвинуты против меня, являются беспочвенными. Все это -- чей-то заказ», -- заявил после объяснений в парламенте сам Йылмаз.
Между тем это не первое объяснение экс-премьера перед парламентом. Аналогичное событие имело место в 2000 году, когда после выступления перед депутатами парламент «очистил от подозрений» в коррупции как самого Йылмаза, так и тогдашнего премьер-министра Тансу Чилер. Кроме того, в середине 2001 года в Турции вспыхнул скандал, в результате которого были арестованы 18 сотрудников министерства энергетики и природных ресурсов и вынужден был подать в отставку его глава Джумхур Эрсумер. Как известно, операция «Белая энергия», которую тогда проводили правоохранительные органы Турции, была нацелена на выявление фактов коррупции в процессе реализации проекта «Голубой поток». Тогда распоряжением суда национальной безопасности Анкары к делу в качестве улики была приобщена фотография, на которой брат Месутa Йылмаза Тургут был запечатлен с мэром Москвы Юрием Лужковым. А сам лидер партии Месут Йылмаз проходил по делу как один из фигурантов. Он подозревался в причастности к заключению незаконных сделок между компанией BOTAS и подрядчиком строительства газопровода «Голубой поток» -- российской компанией «Стройтрансгаз». Судя по тогдашним публикациям в турецкой прессе, Йылмаз активно лоббировал проект «Голубой поток». Он, в частности, не будучи тогда членом правительства Турции, вместе со своим братом Тургутом Йылмазом посетил Москву в сентябре 1999 году, где встретился с Виктором Черномырдиным, в то время председателем совета директоров «Газпрома». На встрече присутствовали также министр энергетики Турции Джумхур Эрсумер, госминистр Русту Юджелен и посол Турции в России.
Образно говоря, операция «Белая энергия» выявила немало «темных пятен». В частности, прокурор суда государственной безопасности Нух Юксель выражал недоумение в связи с тем, что по контракту право на определение подрядчика для прокладки участка газопровода Самсун--Анкара принадлежало российскому «Газпрому», который предпочел в качестве подрядчика российский же «Стройтрансгаз». Тот в свою очередь выбрал две турецкие компании -- Oztas и Hazinedaroglu, и они втроем образовали консорциум OHS. В июле 1999 года турецкая государственная компания BOTAS, у которой не оказалось права отбирать подрядчика для прокладки турецкого же участка газопровода, выплатила 52 млн долл. OHS в качестве аванса. Предполагалось, что к 15 апреля 2001 года участок Самсун--Анкара будет готов и «Газпром» вместе с итальянской ENI приступит к строительству подводной части газопровода -- по дну Черного моря. Но подрядчик нарушил обязательства: турецкий отрезок газопровода не был построен вовремя. Тем не менее никаких штрафных санкций со стороны BOTAS не последовало.
Как отмечала тогда турецкая пресса, у правоохранительных органов возникли большие сомнения в том, насколько свободны от злоупотреблений действия некоторых лиц и организаций, причастных к реализации проекта «Голубой поток». Не исключали и того, что уголовное дело будет возбуждено в отношении экс-премьера Месута Йылмаза, который имел «слишком тесные связи с подрядчиками». Однако тогда этому процессу не дали хода. Теперь же турецкие переговорщики извлекли козырную карту из рукава и готовы с помощью нее склонить «Газпром» к компромиссу. Как стало известно, парламентская комиссия планирует теперь вызвать «на ковер» другого бывшего премьер-министра Турции, Тансу Чилер.
Ирада АЛЕКПЕРОВА, Баку, Алексей ГРИВАЧ