|
|
N°108, 18 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Молодец» пошел под «Скальпель»
Россия начала ликвидацию боевых железнодорожных ракетных комплексов
На Брянском ремонтном заводе Ракетных войск стратегического назначения ликвидирован первый боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). До начала следующего года запланировано пустить под нож еще пять комплексов, выводимых из состава стратегических ядерных сил наземного базирования.
Акция осуществляется в рамках еще советско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-1. Проводят утилизацию РВСН и российская фирма «Асконд». Ликвидируются не все элементы комплексов, а только мобильные пусковые установки. Они предназначены для транспортировки, хранения и запуска ракет. Таких установок в каждом составе из 3 тепловозов и 17 вагонов, закамуфлированных под обыкновенные рефрижераторы, три. В вагонах уложены твердотопливные межконтинентальные баллистические ракеты РТ-23УТТХ «Молодец» (по западной классификации SS-24 Skalpel), которые, по признанию командующего РВСН генерал-полковника Николая Соловцова, составляют основу группировки ответного удара. Всего начиная с 1989 года на вооружение стратегических ракетчиков было принято 36 таких МБР. Утилизацию самих ракет, имеющих в боеголовке 10 боевых блоков каждая, будут проводить на других базах.
Отказываясь от ракетных поездов, Россия потенциально повышает уязвимость своих стратегических ядерных сил. Дело в том, что точные координаты стационарных пусковых установок наших МБР всем давно известны. Высокоточное оружие, в частности заряды глубокого проникновения, выведут их из строя в первые часы боевых действий. Каждый же БЖРК, по сути, эквивалент атомной подводной лодки. Как и в ПЛ, в ракетном поезде экипаж несет боевое дежурство непрерывно, не имея возможности выйти из замкнутого пространства. За сутки ракеты на колесах меняли дислокацию на расстоянии до тысячи километров. Ни машинист, ни командир поезда до последней секунды не знали о предстоящем маршруте. Чтобы БЖРК постоянно держать на контроле (впрочем, как и грунтовые подвижные комплексы), США надо иметь на орбите более 300 разведывательных спутников.
Ракетчики-ветераны припоминают, что на маршрутах случались и казусы. БЖРК сминали плохо закрепленные рельсы и ломали подгнившие шпалы, мощные дизель-электрические агрегаты напрочь забивали помехами телевизоры в сельских домах. Но БЖРК всегда были грозной и неуловимой силой. Поэтому после выхода США из Договора по ПРО 1972 года боевые железнодорожные комплексы вновь заступили на боевое дежурство. Не выводя их, однако, за пределы территории единственной такой дивизии в Костроме. Две другие, в каждой из которых по пять составов, превращены в базы хранения. Сроки эксплуатации ракеты Skalpel истекают примерно в 2010 году. И это будет концом «Молодца», поскольку новые такие ракеты не изготовляют -- производственная база осталась на Украине.
Николай ПОРОСКОВ