|
|
N°108, 18 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Exxon раздает подряды
Российские компании будут перевозить нефть «Сахалина-1»
Встретившись вчера в Санкт-Петербурге с премьер-министром Михаилом Касьяновым, глава Exxon Neftegaz Ltd. Нил Даффин вылетел в Москву на пресс-конференцию, чтобы рассказать о только что подписанных контрактах с «Совкомфлотом» и «Приморским морским пароходством» (ПМП). Российские компании заработают несколько сотен миллионов долларов на транспортировке нефти, добытой в рамках проекта «Сахалин-1»,оператором которого является Exxon Neftegas.
Проект предполагает разработку трех нефтегазовых месторождений на условиях СРП на северо-восточном шельфе острова. Потенциальные извлекаемые запасы проекта по трем участкам (Чайво, Одопту, Аркутун-Даги) составляют 307 млн тонн нефти и 485 млрд кубометров газа. Exxon Neftegas в проекте принадлежит (30%), в состав консорциума также входят две дочерние компании «Роснефти» (20%), индийская нефтяная компания ONGC (20%) и японская SODECO (30%).
Вчера было объявлено, что тендер на размещение контрактов по транспортировке нефти выиграли «Совкомфлот» и ПМП. Сумма контрактов будет зависеть от динамики добычи сырья и составит в сумме 400--600 млн долл. Планируется, что первая нефть будет получена в конце 2005 года, а пока, через месяц, начнется бурение первой скважины, о чем сообщил вчера г-н Даффин. Планируется, что сырье будет транспортироваться в Японию, Корею и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Как сообщил глава ПМП Александр Кириличев, до 2005 года его компания должна будет построить три танкера ледового класса дедвейтом в 100 млн тонн нефти. Стоимость каждого судна составит порядка 50 млн долл. Строительство будет осуществляться на заемные средства, с которыми, как заявляет глава компании, «проблем нет». Кстати, именно поэтому до сих пор неизвестно, под каким флагом будут ходить ледоколы. «Как банк захочет», -- заявил г-н Кириличев, отказавшийся назвать кредитора, сославшись на коммерческую тайну. Еще два аналогичных судна предоставит государственный «Совкомфлот». Они также будут построены на заемные средства в Южной Корее к середине января и середине февраля 2006 года. В нашей стране, по заявлению глав обеих компаний, суда подобной мощности создать невозможно.
Как заявил г-н Даффин, продолжительность контракта с российскими компаниями зависит от уровня добычи нефти в рамках «Сахалина-1». Первоначально планируется добывать порядка 250 тыс. баррелей в сутки (около 35 тыс. тонн) и для транспортировки таких объемов пяти танкеров будет достаточно.
Кроме того, г-н Даффин сообщил, что Exxon Neftegaz не позднее 2008 года начнет поставлять на Дальний Восток и в Японию газ, добытый в рамках проекта. «С экономической точки зрения имеет смысл соединить газовые месторождения, входящие в проект «Сахалин-1», с рынком Японии при помощи газопровода, -- отметил он. -- Вскоре будут завершены соответствующие маркетинговые исследования, однако рынок очень сложен, и мы оставляем за собой свободу выбора в способе транспортировки российского газа в Японию».
Несмотря на то что контракты на транспортировку нефти были переданы российским компаниям, причем одна из них на 100% государственная, это не помогло Exxon договориться о разработке на условиях СРП своего другого проекта -- «Сахалин-3», где компании принадлежит 33,3% (аналогичными пакетами владеют Texaco и «Роснефть»). Еще в воскресенье, выступая на вручении международной премии «Глобальная энергия», где присутствовал Владимир Путин, старший вице-президент Exxon Mobil Рекс Тиллерсон заявил, что «разочарование вызвали новые элементы, введенные в закон «О разделе продукции», поскольку они «изменили условия заключения контрактов по проекту «Сахалин-3». На что г-н Путин ответил, что поскольку в новой стабильной России практически никто не рискует, то в преференциях нет необходимости.
А вчера на встрече Михаила Касьянова и представителей Exxon, состоявшейся в Стрельне под Санкт-Петербургом, также обсуждались сахалинские проекты и вопросы налогообложения. По ее окончании высокопоставленный правительственный чиновник заявил газете «Время новостей», что «поскольку риски сократились, компании сами готовы идти в нормальные налоговые условия».
Вера КУЗНЕЦОВА, Санкт-Петербург, Денис РЕБРОВ