|
|
N°108, 18 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Блиц на троих
Президента Карачаево-Черкесии хотят избрать без войны
Ровно через два месяца в Карачаево-Черкесии будут подведены итоги президентских выборов. Главные претенденты в один голос уверяют, что в этот раз в отличие от 1999 года все обойдется без противостояния на грани гражданской войны.
В самой республике называют нынешние выборы блиц-кампанией: дату выборов определили только в марте, когда был принят новый республиканский закон о выборах президента. Без него полномочия действующего президента Владимира Семенова истекли бы еще месяц назад.
Полномочия свои г-н Семенов надеется продлить еще на четыре года, несмотря на весьма скромные итоги первого срока: республика по-прежнему остается почти полностью дотационным регионом, в ней процветают ваххабитские общины, а русское население потихоньку уезжает «на большую землю». Кроме обещаний на тему будущего туристического рая у Владимира Семенова есть, пожалуй, единственный сильный козырь -- именно с ним люди связывают хрупкий мир в республике, который удается сохранять уже четыре года.
На нынешних выборах, как считает сам президент, ситуация уже не будет столь острой. «Прошлые выборы вылились в межнациональное противостояние, а на этих его не будет», -- объяснил г-н Семенов корреспонденту газеты «Время новостей». Пока и противостоять вроде бы некому: все три фаворита -- карачаевцы. Ни русские, которых в республике почти столько же, сколько карачаевцев, то есть около 40%, ни черкесы своих «этнических» кандидатов не выставляют. Президент полагает, что главным гвоздем программы этого лета будут грязные избирательные технологии, которые собираются применять его оппоненты: «Основное средство предвыборной борьбы для них -- это подкуп населения».
Кроме подкупа, президент видит и другие опасности. Например, один из его противников, Ислам Бурлаков, до начала избирательной кампании занимал пост верховного судьи. Хотя на время выборов полномочия г-на Бурлакова приостановлены, г-н Семенов полагает, что суд может быть использован им как инструмент политической борьбы: например, снимет с дистанции всех неудобных кандидатов.
Сам бывший судья называет это домыслами. По его мнению, у его конкурентов и так «нет никаких перспектив избраться», а за г-на Семенова голосовать пойдут только немногочисленные пенсионеры и те, кто живет ниже черты бедности. При этом сам г-н Бурлаков, как ни странно, был выдвинут коммунистами, которые, кстати, в республике имеют весьма высокий рейтинг. В качестве вице-президента в паре с судьей идет заместитель мэра Черкесска Петр Коротченко, один из наиболее известных здесь «красных» лидеров. При этом на публике г-н Бурлаков хвалит Владимира Путина и подчеркивает собственную решимость идти до победного конца: «Никаких джентльменских соглашений быть не может, если нет джентльменов».
Кроме коммунистов г-н Бурлаков надеется заручиться поддержкой этнических русских, которых, по его мнению, неоправданно вытесняет из республики действующая власть. Кадровую политику Владимира Семенова вообще принято критиковать -- за три года на одиннадцати министерских должностях и восьми постах глав районов успело побывать больше полусотни человек. В штабе третьего кандидата в президенты, главы Национального банка КЧР Мустафы Батдыева, поговаривают, что действующий президент растерял всю свою команду: от нее остался лишь секретарь Совбеза КЧР Борис Батчаев.
Зато г-н Батдыев обещает собрать «команду реального сектора». По социологическим опросам, именно он занимает пока второе место по популярности. Правда, при этом он отстает от действующего президента на 14% -- главным образом потому, что его имя в Карачаево-Черкесии ассоциируется с приватизацией, а та, в свою очередь, с падением уровня жизни. Но о своем согласии баллотироваться банкир заявил чуть более недели назад, и его сторонники уверены в успехе. Г-н Батдыев был выдвинут сразу несколькими партиями и национальными движениями, среди которых есть и карачаевцы, и черкесы, и русские. Его советники не исключают и более широкой коалиции: «На альянс мы не пойдем только с Семеновым. У него есть лишь один выход: уйти добровольно и уехать в Москву».
Большинство избирателей со своими симпатиями пока не определилось, но шансы у трех основных кандидатов примерно равные. Г-н Семенов за счет «административного ресурса» и своего реноме миротворца отчасти компенсирует растущую непопулярность и полное отсутствие команды. Г-н Батдыев заберет некоммунистический оппозиционный электорат, а г-н Бурлаков может прибегнуть к судебным «сюрпризам» или предъявить обоим конкурентам что-то из собранного за годы судебной практики. Правда, часть местных политиков вообще склонна считать г-на Бурлакова главным «баламутом» нынешних выборов, который придаст кампании характер бурлеска, а в последний момент пойдет на альянс с кем-то из конкурентов.
Появления на предвыборном поле новых заметных игроков пока ожидать не приходится: все популярные местные политики, такие как бывший мэр Черкесска Станислав Дерев, его действующий преемник Михаил Якуш и советник администрации президента РФ Назир Хапсироков, от участия в гонке отказались. «Ингушский» сценарий с появлением незнакомца из другого региона, но с местными корнями и поддержкой из Москвы, в КЧР едва ли сработает -- в силу пестроты ее этнического состава.
Но для действующих кандидатов при относительном равенстве их возможностей московская поддержка будет определяющей. Завоевать ее попытались все три претендента, причем у каждого из них состоялась «тематическая» аудиенция в администрации. Бурлаков и Семенов (у последнего отношения с Кремлем в последнее время заметно осложнились) встретились с Александром Абрамовым, который, судя по всему, проявил к обоим вежливый интерес. А вот г-н Батдыев, по данным газеты «Время новостей», встречался с другим заместителем главы администрации -- Виктором Ивановым. Окончательную ставку в Кремле сделают в ближайшее время: выборы должны быть убедительно «сделаны» в первом же туре, иначе республику снова ждет затяжной политический кризис.
Иван СУХОВ, Черкесск--Москва