|
|
N°108, 18 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обогащенный Тегеран
Включение Ирана в «ось зла» откладывается
Вчера в Вене, на второй день заседания Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), состоялось долгожданное представление доклада главы организации Мухаммеда Аль-Барадеи об инспекциях ядерной программы Ирана. Как и ожидалось, к чрезвычайным сенсациям это событие не привело. Текст доклада был известен членам Совета заранее. Его основным содержанием стали обнародованные факты нарушения Тегераном взятых на себя обязательств, как участника Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Иран «подловили» на том, что он своевременно не уведомил МАГАТЭ о работах на своих ядерных объектах и о приобретении ядерных материалов в третьих странах. Здесь имеются в виду тайные закупки урановой руды у Китая в начале 90-х годов. Это нарушение тем более очевидно, что Китай в те годы не являлся членом МАГАТЭ.
Тем не менее, тон выступления г-на Аль-Барадеи выглядел гораздо более миролюбивым, чем можно было ожидать еще месяц назад. Тогда официальный Вашингтон предрекал, что доклад главы МАГАТЭ станет свидетельством развертывания Ираном военной ядерной программы. При этом США более чем настойчиво призывали Россию свернуть сотрудничество с Ираном в строительстве АЭС в Бушере, утверждая, что российская помощь в овладении Тегераном «мирного атома» используется для создания военного ядерного потенциала.
Отчасти это давление возымело действие, хотя у Москвы были и свои причины для неудовольства по поводу поведения Тегерана. Российский Минатом уже несколько месяцев назад приостановил поставку ядерного топлива для Бушерской АЭС, ожидая от Ирана предоставления гарантий возврата отработанного топлива в Россию. Озабоченные срывом графика ввода АЭС в действие, иранцы отвечали, что они «хоть завтра» подпишут протокол по возврату топлива - но этому мешает российское законодательство, которое не допускает такой возможности. Действительно, проблема вывоза и захоронения в России отработанного на зарубежных ядерных объектах топлива все еще не решена российским парламентом.
Однако когда давление Вашингтона на Москву по «иранской проблеме» достигло апогея (в череде российско-американских встреч на самых разных уровнях эта тема была чуть ли не самой главной, уступая лишь иракской), российское руководство решило задать Тегерану вопросы относительно его ядерной программы напрямую. Они выглядели намеренно не политическими, а лишь техническими, и формулировал их российский Минатом.
Политическую оценку подозрений в адрес Ирана, Кремль решил оставить до заседания Совета МАГАТЭ в Вене. Такая позиция, если судить по результатам венских дискуссий на сегодняшний день, себя оправдала. Во всяком случае, никто из членов Совета не поставил пока под сомнение прозрачный и легитимный характер российско-иранского сотрудничества в мирном освоении атомной энергии.
Более того, как сообщает ИТАР-ТАСС, ссылаясь на информированные источники в МАГАТЭ, США, похоже, также решили отказаться от обещанного предложения выставить на обсуждение членов Совета свой проект резолюции по Ирану. Это позволяет предположить, что главным итогом дискуссий в Вене станет лишь так называемое «заявление председателя» - резюме с изложением основных точек зрения. Подобный вариант с «заявлением» принципиально отличается от варианта с «резолюцией», поскольку последняя представляет собой резкую форму реакции, которая до сих пор применялась МАГАТЭ лишь в связи с «вопиющими» случаями нарушения режима ДНЯО в Ираке и Северной Корее.
Кроме того, как и предполагала вчера газета «Время новостей», Иран в последние часы перед решающей дискуссией сделал шаги навстречу требованиям МАГАТЭ подписать дополнительный протокол об инспекциях своих ядерных объектов. Причем, даже без выполнения Западом «встречных условий», на которых настаивал Тегеран еще пару дней назад. Речь шла о желании иранцев выторговать себе гарантии западной помощи в осуществлении своей ядерной программы.
Так что сегодня, в день, на который уже во второй раз, начиная с понедельника, переносится решающее обсуждение «иранского досье», прояснится окончательно то, что уже и так известно - внесение Тегерана в «черный список» государств-париев в худшем случае откладывается. А в лучшем - не состоится вообще.
Это будет настоящий большой подарок иранскому руководству, которое пытается устоять под шквалом массовых протестов внутри собственной страны. А глава МАГАТЭ г-н Аль-Барадеи, избежав вредных эмоций, получил подарок уже вчера - у него был день рождения.
Аркадий ДУБНОВ