|
|
N°108, 18 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
У разбитого корейского корыта
Москве опять надо бороться за место за столом переговоров
На фоне событий на Ближнем Востоке ситуация на Корейском полуострове кажется лишенной динамизма. Однако в ней подспудно зреют серьезные изменения, весьма важные для Москвы. Обозначились попытки вновь, как это уже было в 90-е годы, отстранить Россию от выработки решений по вопросам, которые ее прямо касаются.
Позиции Москвы и Вашингтона по ядерной проблеме КНДР близки. Это показала недавняя беседа в Санкт-Петербурге российского и американского президентов. Она выявила настрой на сотрудничество на базе неприятия ядерной Северной Кореи и констатации того, что решение проблемы должно быть мирным. Потом на саммите «восьмерки» в Эвиане китайский лидер Ху Цзиньтао передал президенту США согласие Пхеньяна на участие в многосторонних переговорах при обязательном условии организации двусторонних официальных встреч между КНДР и США.
Однако состоявшееся на днях в Гонолулу заседание «тройки» (США, Японии и Республики Корея) по северокорейской ядерной проблеме увенчалось решением добиваться проведения многосторонних переговоров с участием только пяти стран. К начавшимся в Пекине в апреле переговорам КНДР, США и КНР добавились бы еще лишь Япония и РК.
В Вашингтоне, очевидно, хотят сочетать диалог с давлением на Пхеньян. Возможно, в Белом Доме считают, что коль скоро Москва не хочет участвовать в «едином фронте» нажима на Пхеньян, то лучше ее от корейских дел отодвинуть. Заодно этим маневром ее можно «проучить» за Ирак.
Однако вряд ли это отвечает интересам самих США. Москва убеждена, что без ее участия ни о чем путном договориться с северокорейцами не удастся, как это уже не раз бывало в 90-е годы. Пример -- бесславный конец Рамочного соглашения 1994 года между США и КНДР о замораживании ядерной программы в обмен на нормализацию отношений и провал переговоров по формуле 2+2 (США, КНДР, РК, КНР) о выработке нового режима поддержания мира. Именно Россия, не имеющая эгоистических интересов на Корейском полуострове и обладающая сегодня уникальным политическим капиталом в глазах северокорейцев, благодаря доверительным отношениям Владимира Путина с Ким Чен Иром может выступить в качестве беспристрастного арбитра и обеспечить справедливое, а значит, долгосрочное решение.
Переданное американцам в Пекине в апреле в ходе первого раунда переговоров предложение КНДР, которое, очевидно, станет сейчас предметом переговоров, похоже, базируется именно на январских инициативах Москвы о «пакетном решении» -- безъядерный статус КНДР в обмен на предоставление ей гарантий безопасности. Это, конечно, не значит, что Россия будет выступать в составе «группы поддержки» КНДР. Но шансы на успех переговорного процесса вырастут, так как Пхеньян не будет чувствовать себя загнанным в угол.
Предположим, что США добиваются именно этого, в том числе путем исключения Москвы из числа участников разговора. В этом случае прогноз событий на Корейском полуострове довольно мрачен. Ведь останется открытым ключевой вопрос -- решит ли в итоге Вашингтон «смять» КНДР либо примириться с этой страной. Японцы и южнокорейцы под давлением США склоняются к все большей жесткости в отношении Пхеньяна, стараясь не задумываться о том, что это может привести к «горячему» конфликту. Они дают американским ястребам убедить себя, что пхеньянский режим благополучно развалится сам собой.
Но в Москве уверены, что безболезненным этот процесс не будет. Россия сейчас должна отстаивать нечто большее, чем просто место за столом переговоров, подтверждающее ее «великодержавный статус». Речь идет о том, чтобы нацелить эти переговоры на реальный компромисс и не дать превратить их в дипломатическое прикрытие подготовки к развалу северокорейской государственности. Крах режима КНДР будет чреват опасными и непредсказуемыми, прежде всего для соседних государств, последствиями. Без участия России избежать негативного сценария событий на полуострове будет крайне затруднительно.
Георгий БУЛЫЧЕВ, доктор экономических наук, эксперт Центра изучения современной Кореи при ИМЭМО РАН