|
|
N°41, 07 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Верь после этого людям
Рынок золота ждет либерализации, но инвестору уже все равно
Добытчикам разрешат самим, без посредников, экспортировать свое золото. Это новшество, как рассказала на открывшейся вчера конференции «Золото-2001» Лариса Селютина, заместитель начальника управления методологии операций и контроля за рисками департамента валютных операций ЦБ РФ, содержится в проекте указа президента, где идет речь о порядке ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий с их содержанием.
По словам первого заместителя руководителя Гохрана РФ Андрея Кутепова, в указе говорится о «достаточно серьезной» либерализации экспорта: лицензирование и квотирование экспортных операций отменяется. Тем не менее, подчеркнул он, концентраты и лом драгоценных металлов вывозить запрещено -- они должны перерабатываться только в России.
Г-жа Селютина напомнила, что сейчас недропользователи могут торговать металлом только внутри страны, а экспортные операции с их золотом проводят коммерческие банки. Она отметила, что банкам придется отказаться от роли посредника и предложить своим клиентам весь спектр соответствующих услуг.
Надо сказать, что несколько лет назад банки не дали золотодобыче погибнуть. Когда мировые цены на золото резко упали, а государство отказалось от централизованных закупок, банки начали кредитовать недропользователей -- на очень жестких условиях, но кредитовать. Эта схема работает и сейчас -- на 1 января банками закуплено около 70% добычи 2001 года, говорит председатель Союза золотопромышленников Валерий Брайко.
А вот иностранных инвестиций в золотодобычу нет и не предвидится. Это понимают и российские, и западные участники конференции. Правда, взгляд на инвесторов у них разный. «Все, кто к нам приходил, -- это воровские, нечестные люди», -- говорит председатель Союза артелей старателей Виктор Таракановский. «Конечно, деньги не пахнут, и мы вас приглашаем участвовать в проектах, но участвовать, а не блокировать проекты путем участия в совместных предприятиях, которые, получив лицензию на месторождение, тотчас забывают о принятых на себя обязательствах», -- вторит ему Валерий Брайко. Другого мнения придерживается советник по торговле посольства Канады Жиль Кутюрье. «Крупные мировые горнодобывающие компании, такие, как BHP Mining, De Beers и RTZ, бросившие свои проекты в России в течение последних лет, являются основными строителями канадской алмазодобывающей промышленности», -- напоминает он. «К сожалению, Россия не воспользовалась уникальной возможностью привлечь иностранные капиталы». Г-н Кутюрье ссылается на опрос, проведенный год назад London Mining Journal. По итогам этого опроса руководители крупнейших горных компаний признали Россию, Таджикистан и Анголу странами, наименее привлекательными для инвестиций.
И все бы ничего, будь Россия в состоянии сама вкладывать деньги в горнодобывающую промышленность. Но нет -- перспективнейшие месторождения ждут своего часа, разведанные запасы тают, а крупных горных компаний, готовых инвестировать миллиарды в разведку и производство, в стране просто не имеется. На Запад надежды мало. Участники конференции даже подискутировали вчера о том, позволяет ли их возраст надеяться, что они дождутся иностранного инвестора, -- сошлись на том, что не судьба. Причины назвал г-н Кутюрье. Это высокие налоги, двойной стандарт для российских и иностранных инвесторов, невозможность прямого экспорта золота и, наконец, то, что «трудно найти среди местных инвесторов партнера, которому можно было бы доверять».
По данным Центрального научно-исследовательского геологоразведочного института цветных и благородных металлов (ЦНИГРИ), в 2000 году суммарные резервы центральных банков и других финансовых институтов всего мира составляли 32 тыс. т. 67% запаса приходится на долю пяти стран (это США, Германия, Франция, Швейцария и Италия, причем лидируют США -- у них 8,2 тыс. т). С 1990 по 2000 год золотой запас России снизился на 60% примерно до 300 т. По объему государственного запаса Россия занимает 13-е место.
Мировое промышленное потребление золота в прошлом году составило 3,7 тыс. т.
Анастасия НАРЫШКИНА