|
|
N°108, 18 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Противоречивые итоги "Кинотавра"
Неожиданным фаворитом российского конкурса под занавес фестиваля стал фильм Геннадия Сидорова «Старухи». Именно этот фильм большинством голосов выбрала гильдия кинокритиков в качестве лучшего. Его же отметило жюри ФИПРЕССИ. Основное жюри рассматривало его среди основных претендентов на главный приз. И это был единственный фильм программы, который его горячие поклонники рекомендовали своим знакомым посмотреть при повторном показе на площади.
Сам Геннадий Сидоров, с которым я побеседовала за день до оглашения результатов, сказал, что никак не рассчитывал на такой прием и это его лучшая награда, а о большем он не решается и загадывать. Фильм «Старухи» -- его дебютная работа, сценарий к картине он писал сам.
Фильм, вызвавший столько эмоций, начинается с того, что по лугам и пригоркам идет деревенский дурачок Николка с козой на веревке и поет песню. Песня обрывается, когда он обнаруживает, что померла баба Аня, одна из пяти старух, живущих в заброшенной костромской деревне. Затем нам показывают, как старухи хоронят свою товарку, как из города приезжает внук покойной (его на БТР привозит майор из соседней части). Внук -- неудачливый певец и пьяница -- читает монологи из классики, напивается в дым и уезжает, увозя с собой «на память» бабкину икону. Эта иллюстрация понадобилась режиссеру для того, чтобы, по его словам, показать безответственность интеллигенции, которая только и способна пить, говорить высокие слова и отбирать последнее.
Сам Геннадий Сидоров в деревне никогда не жил, родился он во Фрунзе (Бишкеке), но очень любит деревенскую прозу: Федора Абрамова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина. С отрывком из Шукшина он поступал на актерский факультет во ВГИК.
Написав сценарий «Старух», режиссер долго искал натуру, а когда выбрал для съемок Сусанинский район Костромской области, понял, что московские актрисы не годятся для его замысла. Подошла одна -- Валентина Березуцкая, найденная по картотеке «Мосфильма», она и стала протагонистом деревенского хора: именно ей были поручены все активные действия. Остальные четыре участницы в основном статичны. Многие метры пленки были потрачены на фиксацию их монологов, чтобы при монтаже найти органичные и забавные куски. Режиссер рассказывает, что, столкнувшись в реальности со своими персонажами, он полностью отказался от написанных им заранее реплик, предоставив все импровизации.
Сюжет же в фильме развивается по задуманному. В деревню приезжают таджики (их играют не реальные поселенцы, а узбекские актеры). Глава семьи -- единственный, кто говорит по-русски; его жена, беременная третьим ребенком, две дочери и старик отец не знают ни слова. Но они быстро обживаются, заводят хозяйство, обвешивают избу коврами и подушками, но тут дурачок Николка, услышав от своих старух разговоры о засилье чужаков и о том, что неплохо бы их подпалить, обливает соляркой дом таджиков и поджигает. Погорельцы кротко переносят свое несчастье, а старушки тут же жалеют убогих и помогают им обзавестись новым скарбом. Теперь, когда документы, деньги и вещи сгорели, поселенцы им стали милее, а главная героиня даже забрала к себе в избу мусульманского деда, ласково именуя его Хоттабычем.
Для Геннадия Сидорова идеологическая часть фильма важна не менее, чем его художественное содержание, а может и более, так как он признает, что некоторые сцены сделаны и сыграны недостаточно хорошо, но они важны со смысловой точки зрения. Его действительно беспокоит, что «русские деревни превращаются в кишлаки» и что заселение средней полосы инородцами идет «не организованно». «Власть должна защищать своих», -- считает он, а на вопрос «от кого» отвечает: «От чужих», -- а потом, подумав, добавляет: «И обеспечивать социальную помощь». В фильме роль власти исполняет военная часть, представителя которой играет сам Сидоров. Его майор -- пьяница, он бьет жену, мордует солдат, но зато может прямой наводкой из пушки танка разнести старый дом на дрова старухам, сколотить гроб, привезти солярки. Этот симбиоз доживающих свое старух и воинской части с неясными задачами (в ней время от времени проходят учения, но главная задача все-таки сводится к олицетворению государственной власти, к которой можно обратиться, если пришельцы «будут охальничать») вызывает некоторое удивление, если его рассматривать как модель желательных отношений, но как частное наблюдение вполне занятен.
Финал был задуман печальный, но режиссер передумал. Сейчас фильм заканчивается хорошо: таджик построил ветряную электростанцию, у него родился сын, и в день его рождения счастливый отец собирает за одним столом свою семью и всех старух, зажигает лампочки, и все танцуют, а восточная мелодия постепенно заглушает русскую песню. Впереди, впрочем, ничего хорошего, так как старух скоро не станет, а к таджику «как саранча» набегут родственники, и русская равнина будет оглашаться согласным и мощным хором мусульманских молитв.
Странным образом, но фильм настолько задел публику, что разговоры о нем не утихали до конца фестиваля. При этом никто из его поклонников не обсуждал смысл послания картины: страх режиссера перед нашествием с южных рубежей как-то всерьез никого не беспокоил. Но сама фактура фильма, живой язык непрофессиональных актрис, довольно подробно показанный быт настолько впечатлили, что ксенофобию режиссера предпочли не заметить. Отнестись к ней так же, как он сам отнесся к стихам одной из своих самодеятельных актрис, гастролерши из орловской области, которая с чувством читала в картине собственные вирши, наивную смесь из газетных цитат и хрестоматийной поэзии.
О звуках мира
Международный конкурс в Сочи обычно не так шумно освещается прессой, как российский, но в этом году в программе было на что обратить внимание. Это неудивительно. «Кинотавр» обладает возможностью приглашать в конкурс уже засвеченные киноработы, и на фестиваль попадают лучшие картины, уже успевшие побывать на других кинофорумах и там приглянуться главному отборщику «Кинотавра» Сергею Лаврентьеву. А вкус у него, как мы знаем, неплохой.
Итак, главный приз получил венгерский фильм «Икота» режиссера Дьердя Палфи. Это дебют в полнометражном кино. В фильме нет ни одного слова, но очень много звуков, поскольку, как сформулировал сам режиссер, картина снята «о звуках мира». Движение живой природной жизни -- вот растет ландыш, летит пчела, сом глотает лягушку, из яйца вылупляется цыпленок -- смешано с жизнью человека и механическими движениями цивилизации. Смерть на равных входит в этот мир, который существует в вечном движении и агрессии. В финале на чьей-то свадьбе женщины в народных костюмах поют песенку, в которой говорится, что если жене не нравится муж, то она угостит его белладонной, а если он ей по сердцу, то вкусным обедом. Эта амбивалентность и стала лейтмотивом картины, основным, хотя и трудно вычленяемым сюжетом, которым оказалась история о черной вдове, которая гонит яд из ландышей и снабжает им всех женщин в деревне. В конце концов на площадке для игры в кегли остается только один мужчина. Снято все это прекрасно, а в чередовании кадров, одинаково внимательных ко всем проявлениям жизни, есть очевидная ирония.
Спецприз жюри получили «Прекрасные мертвые девчонки» хорвата Далибора Матанича и «Знать правду» датчанина Нильса Мальмроса. Лучшей женской ролью признана работа Лены Эндре в фильме «Все любят Алису» (Швеция), а мужской -- роль стихийного дзен-буддиста из фильма «Эди» в исполнении Хенрика Голембьевского.
Призы российского конкурса
Вчера поздно вечером в Сочи стали известны результаты XIV Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр». Как и предвидел наш обозреватель, победа досталась «Старухам» Геннадия Сидорова -- противоречивому фильму, в котором нашлось место и для формальных поисков, и для правды жизни, и для вполне откровенной ксенофобии. Но на идеологические воззрения режиссера решили закрыть глаза, отметив неоспоримый талант и свежий киноязык дебютанта.
Гран-при жюри удостоился Бахтиер Худойназаров со своим «Шиком». Мощные «Магнитные бури» Вадима Абдрашитова также не остались без наград: режиссер получил спецприз жюри, а сценарист Александр Миндадзе -- приз за сценарий им. Григория Горина.
Наиболее неожиданно выглядят актерские призы. Не найдя достойных претендентов среди отечественных звезд, жюри отдало награды мало кому известным театральным актерам нестоличных театров. Что ж, настало время российскому кинематографу прирастать провинцией.
Главный приз «Золотая роза»
«Старухи», режиссер Геннадий Сидоров
Гран-при
«Шик», режиссер Бахтиер Худойназаров
Лучшая мужская роль
Камиль Тукаев, Алексей Шлямин, Леонид Окунев («Правда о щелпах», режиссер Алексей Мурадов)
Лучшая женская роль
Анна Овсянникова («Бабуся», режиссер Лидия Боброва)
Спецприз жюри
«Магнитные бури», режиссер Вадим Абдрашитов
Приз за сценарий имени Григория Горина
Александр Миндадзе («Магнитные бури», режиссер Вадим Абдрашитов)
Алена СОЛНЦЕВА