|
|
N°107, 17 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поговорили о культуре
В Санкт-Петербурге состоялось заседание Государственного совета
Главным событием заседания Государственного совета, посвященного проблемам культуры, безусловно стал переход теперь уже бывшего губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева на другую работу. Но до того, как была решена эта кадровая проблема, собравшиеся губернаторы и приглашенные деятели культуры всерьез и довольно интересно обсуждали ситуацию даже не столько с культурой вообще, сколько с государственной политикой в этой области.
Безусловно, поскольку речь шла о культуре, не обошлось без высокого стиля и обильного цитирования как российских, так и зарубежных классиков. Кстати сказать, к подобному стилю располагала не только тема собрания, но и место проведения заседания -- Георгиевский зал Эрмитажа. Под царский трон, который в нем установлен, правда, тактично усадили деятелей этой самой культуры, которую представляли Никита Михалков, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Карен Шахназаров и другие.
Владимир Путин, открывая заседание, говорил все больше о «культуре богатой и уникальной», о «духовности русского народа». С точки зрения президента, в этой сфере государство должно решить две задачи. Во-первых, защитить свободу творчества, а во-вторых, обеспечить доступность культуры.
Главный культуролог из числа губернаторов, руководитель рабочей группы Госсовета и глава Свердловской области Эдуард Россель говорил дольше президента. Губернатор сообщил, что у нас в стране имеет место «некоторое несоответствие возможностей государства потребностям культуры», что в этой области необходимо выделить ряд наиболее важных объектов, «таких как Большой театр, Эрмитаж и сельские библиотеки», что государству необходимо защитить «интересы потребителей культуры» и прочее, и прочее...
Конкретику в обсуждение вечной темы внес, как ему и положено по должности, министр культуры Михаил Швыдкой. По его словам, только за последние три года расходы на культуру в стране выросли в три раза. И это, конечно, пошло ей впрок. Но есть и проблемы. В частности, глобализация -- главная. Есть и неглавные, это, по мнению г-на Швыдкого, отсутствие в законе о правительстве культурной темы, неправильная «система финансирования отрасли», непонятный статус художников и отсутствие закона о меценатстве. Да и еще проблема сохранения памятников архитектуры. Вообще эта тема прошла через все заседания Госсовета красной нитью. Начал президент, сообщивший, что в воскресенье, общаясь с бизнесменами в Стрельне, он понял, что если их попросить, они профинансируют восстановление памятников культуры. Но для этого они хотят понять, какой статус будет иметь их участие и смогут ли они претендовать на владение подобными зданиями. Г-н Швыдкой ответил на вопрос президента просто: памятники надо продавать, иначе их невозможно сохранить. При этом новых владельцев вполне можно, как это делается во всем мире, обязать сохранять их в «историческом состоянии». С этим никто не спорил. Спор в другом: продавать памятники необходимо, но кто это будет делать и, соответственно, получать за это деньги. Юрий Лужков красочно изобразил г-на Швыдкого в образе мольеровского скупого рыцаря, чахнущего над златом, примерно так же, как г-н Швыдкой чахнет над памятниками архитектуры. В общем, делиться надо.
Досталось г-ну Швыдкому и от коллеги по культуре Никиты Михалкова. По мнению последнего, министру негоже быть шоуменом, поскольку когда в своей «Культурной революции» министр обсуждает «нужна ли проституция, какой фашизм хуже -- российский или немецкий» и тому подобное, он вводит зрителя в заблуждение, поскольку зритель воспринимает г-на Швыдкого как представителя власти. Прочие деятели культуры также говорили о своем. Некоторые были весьма кровожадны. Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский обрушился на «черных археологов» и даже предложил создать спецслужбу по борьбе с ними (представляете -- силы особого археологического назначения при министерстве культуры). Карен Шахназаров попросил президента посадить в тюрьму «хотя бы одного» пирата видеобизнеса.
Из губернаторов же больше всех повезло главе Владимирской области Николаю Виноградову. Он так долго жаловался на то, что у Суздаля до сих пор нет особого статуса города-музея, что президент пообещал помочь такой статус обеспечить...
Заканчивая обсуждение, Владимир Путин заметил, что «тема культуры бесконечна, как космос». И перешел к главному. Но про это вы уже знаете.
Владимир ШПАК, Санкт-Петербург