|
|
N°41, 07 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Частная космополитика
Несмотря на протесты, станция "Мир" сойдет с орбиты через несколько дней
Кампания по спасению станции «Мир» вчера подошла к логическому завершению. За последние пару лет требования к правительству поддержать 15-летнюю орбитальную станцию выдвигали практически все политические движения, гордо именующие себя патриотическими, и потому вовсе не удивительно, что последними свое слово в защиту российского космоса сказали националисты. 6 марта, в день, на который изначально намечалось затопление станции, в Москве у памятника Юрию Долгорукому под черными флагами анархистов и транспарантом «Миру -- «Мир» прохожим разъясняли, кто и почему на самом деле «похоронил» отечественную программу пилотируемой космонавтики. Из-за спин сотни обступивших оратора бритоголовых или, наоборот, хипповых подростков доносилось нечто маловразумительное про «правительство предателей нации, которое даже топит «Мир» в Тихом океане, чтобы его уникальные обломки достались не нам, а американским ученым», и Путина, «который уже утопил «Курск», топит «Мир» и хочет утопить всю Россию».
Организаторы митинга обещали, что участие в нем примут все герои-космонавты, летавшие на «Мир» и не согласные с решением правительства о затоплении комплекса. Однако из людей, имеющих хоть какое-то отношение к космической отрасли, были заметны только стоящие в сторонке слушатели Военно-воздушной академии имени Жуковского. Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» один из офицеров, на митинг к мэрии их погнали «в добровольно-приказном порядке». Однако при всей любви к космонавтике влиться в буйные ряды несовершеннолетних защитников «Мира» «прикомандированные» постеснялись. Уже через 10 минут после начала митинга людей в синей форме можно было увидеть пьющими пиво и обсуждающими отнюдь не космические проблемы в гастрономе «Елисеевский».
Впрочем, и само национал-анархистское действо продолжалось недолго. Через 30 минут после начала организаторы предложили всем разойтись и встретиться на траурном концерте в честь станции «Мир» в одноименном кинотеатре.
По большому счету ничего удивительного в том, что народная кампания в защиту «Мира» завершилась совсем уж откровенным фарсом, нет. Потому что воспринимать ее всерьез нельзя было с самого начала. По минимальным оценкам эксплуатация орбитального комплекса обходилась государству в 150--200 миллионов долларов в год. Собрать такие деньги по методу «с мира по нитке» практически невозможно, что доказала деятельность специально учрежденного фонда поддержки станции «Мир» -- по словам руководителя пресс-службы «Росавикосмоса» Сергея Горбунова, ни о какой финансовой поддержке отрасли из этого источника речи не было. В то же время генеральный директор «Росавиакосмоса» Юрий Коптев и глава Ракетно-космической корпорации «Энергия» Юрий Семенов на одной из последних пресс-конференций, посвященных «Миру», подчеркивали, что у коммунистов, которые пытались возглавить народное движение в поддержку станции, было много возможностей для того, чтобы подтвердить свои слова делом. Например, при утверждении бюджетов последних нескольких лет, когда урезались ассигнования на космонавтику. Хронический дефицит привел к тому, что сегодня российский орбитальный комплекс невозможно спасти даже при всем желании -- строительство транспортных кораблей, которые необходимы для поддержания орбиты, нужно было почти два года назад.
Но если с раздутой «патриотами» кампанией поддержки «Мира» сегодня уже все ясно, как, впрочем, и с самой станцией (она неизбежно будет затоплена в южной части Тихого океана в период с 13 по 20 марта), то будущее российской космонавтики в последнее время, наоборот, вызывает все больше вопросов. Особенно после недавнего решения американского президента значительно урезать ассигнования на строительство Международной космической станции. Следствием почти троекратного «секвестра» может стать отказ от строительства нового жилого модуля МКС, что сделает невозможным увеличение экипажа длительных экспедиций с нынешних трех до планировавшихся семи человек. Поскольку России будет принадлежать не более 30% ресурсов станции, вероятно, что в каждом экипаже будет в лучшем случае один россиянин. Кроме того, партнерам по МКС пока не удается прийти к единому мнению по вопросу частичной коммерциализации станции. По словам руководителя «Росавиакосмоса» Юрия Коптева, российская сторона призывает предоставить часть ресурсов под коммерческие цели, однако НАСА пока не признает, что готово зарабатывать деньги, скажем, на космическом туризме. Более того, по данным газеты «Время новостей», за океаном довольно негативно восприняли желание «Росавиакосмоса» и РКК «Энергия» отправить на МКС в конце апреля в качестве туриста финансиста Дэниса Тито -- единственного, кстати, человека, который из личного кошелька действительно внес существенный финансовый вклад в поддержку «Мира».
Олег ВОЛКОВ