|
|
N°40, 06 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Писаная торба
«Ночные снайперы» выпустили первый «электрический» альбом
Одно из главных достоинств пластинки «Рубеж» -- мощная рекламная кампания. Альбома еще не было, «Ночные снайперы» еще давали скромные клубные концерты для узкого круга, а публика уже была готова к чуду. Целый месяц «Снайперы» прожили в Москве, давая интервью и снимаясь для ТВ. Их успех без конца сравнивали с прорывом Земфиры. Проще говоря, группа была назначена «звездной» до выхода первого электрического альбома. Но, несмотря на крики о скорой неминуемой славе, должно признать: минусов у альбома не меньше, чем плюсов, хотя «Рубеж» и видится одним из самых интересных явлений зимнего сезона.
Плюсы. В первую очередь -- тексты («буквы», как написано на обложке альбома). Они могут нравиться, могут не нравиться, но не признать за ними оригинальности и талантливости нельзя. Похоже, что мужские интонации, мужские взгляды и эмоции в роке вообще себя изживают. (По крайней мере -- на время.) Все открытия последних двух лет -- девушки. И Диана Арбенина, автор большинства текстов, из их числа. Второй плюс -- огромное личное обаяние. Те, кто видел Диану и Свету на концертах, это понимают еще лучше.
Минусы. Прежде всего удивляет, что в студии с ее богатейшими возможностями музыканты играют то же и так же, что на концертах. Минимум наложений и эффектов. Вообще минимум музыкального воображения.
Кроме того, весь «Рубеж» -- одна надрывно-нервная интонация, протянутая через все четырнадцать песен. Оттого и непросто прослушать альбома от начала до конца -- под конец вас настигает мигрень. Общий эмоциональный строй задан опытом переживаний сильной, независимой и одновременно хрупкой и ранимой женщины. (Тон этот сохраняется, даже если песни исполняются от лица мужчины.) Успех Земфиры показал: таких образов остро не хватает. Популярность «Снайперов» -- тому подтверждение, но слушать их лучше дозировано -- скажем, по радио.
Возможно, в оригинале песни звучали разнообразнее -- дело испортила одинаковость аранжировок. Девушкам такой подход простителен -- они делают первый «электрический» альбом. Но остальной состав не первый год держит в руках инструменты. И то, что все, чем они могут блеснуть, уже было сыграно лет десять назад, мягко говоря, удивляет. Гитара, бас, ударные -- лишь фон для голоса Дианы; они могли быть заменены компьютером почти без потери качества. Любые четыре такта, сыгранные на скрипке Светланой Сургановой, интереснее, чем все «соло» и «риффы» гитариста.
Популярность альбома «Рубеж» -- свидетельство острого дефицита мало-мальски качественной рок-музыки. В зависимости от внешних условий пластинка могла стать как бешено популярной, так и незамеченной. Появись диск в конце 80-х, когда подобная музыка была на подъеме, «Снайперы» претендовали бы максимум на роль первых среди равных. Сейчас расклад таков, что у группы есть шанс покорить страну. Наверное, получится. Но с точки зрения формы это песни поколения «прекрасных дилетантов» 80-х. Тогда подобная музыка считалась элитарной, теперь стала массовой. Те, кто ходил на первые легальные рок-концерты, уже забыли давние чувства. Те, кто не мог туда ходить по молодости, чувств этих и не знали. Для них «Ночные снайперы» -- открытие.
Святослав БИРЮЛИН