|
|
N°107, 17 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Воздушный бойкот
Американское участие в европейских авиасалонах будет сокращаться
Вчера ежедневный бюллетень, издающийся на международном авиасалоне «Ле-Бурже-2003» авторитетным отраслевым журналом Flight International, опубликовал следующее заявление президента Ассоциации аэрокосмической промышленности США Джона Дугласа: «Среди руководителей американской индустрии существует твердое убеждение, что в Европе слишком много авиационных шоу. Мы решительно настроены сократить свою активность». «Больше всего от этого пострадают Париж и Берлин -- две страны, которые создают проблемы для США», -- добавил Дуглас, имея в виду негативное отношение Франции и Германии к американской интервенции в Ираке.
На салоне «Ле-Бурже-2003» американцы демонстративно понизили уровень своего присутствия. Ни одно из первых лиц ведущих авиастроительных корпораций США не почтило своим присутствием Ле-Бурже. Военные самолеты США впервые за долгие годы не участвуют здесь в демонстрационных полетах. Общее количество американских фирм-экспонентов сократилось с 300 на предыдущем салоне Ле-Бурже (он прошел в 2001 году) примерно до 180.
Политические проблемы между Европой и Америкой осложняются взаимными обвинениями в закрытости национальных рынков авиационной техники. Европейцы недовольны тем, что американская армия покупает только американские воздушные суда. А американцы возмущены тем, что в мае этого года в тендере на поставку двигателя для проектируемого европейского военно-транспортного самолета А-400М победа была присуждена не компании Pratt & Whitney (дочерней фирме американского концерна United Technologies), а «отечественному» (европейскому) производителю. Pratt & Whitney считает, что ее предложение было более экономичным, а следовательно, результаты тендера объясняются исключительно политическими соображениями.
«Если они (американские компании. -- Ред.) придут к выводу, что Европа никогда не купит американское оборудование, им не будет смысла приезжать сюда», -- говорит Дуглас. Он предсказал резкое сокращение американского участия в авиасалоне ILA (проводится по четным годам в Берлине).
Россия, как известно, также приехала на нынешний салон Ле-Бурже без военных самолетов. «Мало хорошего, что мы не показываем наши боевые самолеты, но мы не можем подвергать риску наши авиастроительные компании», -- заявил в минувшее воскресенье вице-премьер российского правительства Борис Алешин, который возглавляет нашу делегацию в Ле-Бурже. По его словам, юридический спор со швейцарской фирмой Noga, по иску которой российские самолеты чуть было не арестовали на прошлом салоне «Ле-Бурже-2001», «должен закончиться 4 июля, когда будет объявлено решение суда».
Тем временем вынужденное сокращение своего участия в европейских авиасалонах Россия намерена компенсировать повышением престижа аналогичной выставки у себя дома. Алешин пообещал «сюрпризы» на авиасалоне МАКС-2003, который состоится в середине августа в подмосковном Жуковском.
Генеральный директор МАКС Игорь Новиков, находящийся в Ле-Бурже, рассказал корреспонденту газеты «Время новостей», что на московском салоне, который в этом году будет проводиться в шестой раз, ожидается рекордное количество участников. Свои экспозиции собираются развернуть 500 фирм, из них 100 зарубежных. В демонстрационных полетах впервые будут участвовать американские летчики на истребителях F-15. Кроме того, администрация Жуковского намерена повысить интенсивность экспозиционной активности в этом аэропорту посредством организации выставки «Гражданская авиация» по четным годам (то есть тогда, когда не проводится МАКС). В прошлом году такая выставка было организована в аэропорту Домодедово. Однако в последний момент были отменены запланированные демонстрационные полеты, и шоу прошло без особого блеска. По словам г-на Новикова, идея устраивать воздушное шоу в действующем аэропорту, при взлетающих и садящихся рейсовых самолетах, была изначально ошибочной, но руководство аэропорта осознало это слишком поздно. Сейчас, сообщил он, ведутся переговоры о переносе «Гражданской авиации» в Жуковский.
Генеральный директор Российского авиационно-космического агентства Юрий КОПТЕВ дал интервью газете «Время новостей» в павильоне салона «Ле-Бурже-2003».
-- Ожидаете ли вы заключения контрактов российскими фирмами на этом салоне?
-- Нет, вряд ли. Международные выставки -- это вообще не место для ведения бизнеса. Деловые переговоры идут годами. Бывает, что их результат специально подтягивают к международным выставкам, проводят церемонию подписания в рамках какого-нибудь салона, но если в данном случае подобного не случится, ничего страшного я в этом не вижу.
-- Чем измеряется, по вашему мнению, эффективность той или иной международной выставки?
-- Точно измерить ее, разумеется, невозможно. Но на выставки ездить надо, чтобы в мире знали про наши возможности, чтобы встречаться с зарубежными партнерами. Вот здесь мы, например, имеем очень плотный график переговоров с коллегами из Европейского космического агентства (ЕКА), практически согласовали с ними программу запуска наших ракет «Союз» с космодрома Куру во Французской Гвиане. Эта программа стартует уже в 2005 году и рассчитана на восемь лет. За это время она принесет России примерно 1 млрд евро.
-- Генеральный директор Государственного космического научно-производственного центра (ГКНПЦ) им. Хруничева Александр Медведев в этом месяце критиковал проект Куру. По его мнению, этот проект оставит без работы более тяжелые ракеты «Протон», запуском которых занимается ГКНПЦ...
-- Я, конечно, понимаю беспокойство товарищей с «Хруничева» и их желание работать без конкурентов, однако в этом случае интересам России отвечает именно участие в этом проекте. Посудите сами, «Хруничев» с помощью российско-американского консорциума ILS, в котором он участвует, имеет на сегодня заказы на семь коммерческих запусков. А ЕКА готово предоставить нам портфель заказов более чем на 40 запусков. Мы не можем от этого отказываться, чтобы укрепить рыночные позиции «Хруничева».
-- Скажите, сколько сэкономили «МиГ» и «Сухой», отказавшись от участия своих боевых самолетов в демонстрационных полетах в Ле-Бурже?
-- Думаю, недельная программа таких полетов вместе с доставкой, стоянкой и т.п. обходится в 1,5--2 млн долларов.
-- А когда, по вашему мнению, завершится конфликт с фирмой Noga, из-за которого наши самолеты уже два года не могут участвовать в европейских воздушных шоу?
-- Тут очень сложно что-то прогнозировать. Ведь французский суд сам определяет, сколько времени ему нужно на рассмотрение дела. Вот в начале июня состоялось рассмотрение очередной апелляции по поводу попытки ареста наших самолетов в Ле-Бурже. По закону суд имеет от одного до трех месяцев, чтобы сформулировать решение. В этом случае он постановил вынести решение через месяц, то есть 4 июля. Однако это будет решение в отношении конкретного иска, поданного по поводу конкретного самолета. И даже если суд, как мы надеемся, решит «запретить арест самолета МиГ, бортовой номер такой-то», то это не помешает фирме Noga завтра потребовать ареста такого же МиГа, но с другим бортовым номером. Полное решение этой проблемы лежит за пределами нашей компетенции, этим должно заниматься правительство.
Мы тоже не сидим сложа руки. Самое главное, что мы сделали, -- это сменили команду адвокатов, защищающих наши интересы в деле Noga. До этого по другим искам Noga к России работала юридическая фирма, которая проиграла подряд шесть процессов. Мы с этими людьми расстались. Сейчас у нас другие адвокаты, они энергично работают, решают проблемы и уже выиграли два дела.
Михаил КУКУШКИН, Париж