Время новостей
     N°107, 17 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.06.2003
В поисках экономического компромисса
МЭРТ и «Газпром» думают над реформами под огнем сенаторской критики
Петербургский международный экономический форум, официальное открытие которого состоится завтра в северной столице России, вчера стартовал в Москве. В «Президент-отеле» на «круглом столе» «Проблемы реформирования естественных монополий топливно-энергетического комплекса и перспективы законодательного регулирования их деятельности» самым острым спикером стал первый замминистра экономразвития Андрей Шаронов. Он, во-первых, заявил, что правительство не исключает возможности установления тарифов на три года, а не на год, как сейчас, а во-вторых, еще раз озвучил позицию министерства по поводу выделения из состава «Газпрома» газотранспортной и диспетчерской компаний. И если первое заявление было оценено участниками «круглого стола» в основном положительно, то второе вызвало резкое неодобрение со стороны выступавших членов Совета Федерации и задумчивую позицию «Газпрома».

«Правительство может задать тренд на трехлетний период по росту тарифов, -- сказал г-н Шаронов, однако вскоре уточнил: -- Но он будет носить скорее рекомендательный характер, и вряд ли регулятор войдет в жесткие условия и согласится не пересматривать тарифы в течение трех лет». Прогнозируемые тарифы, считает г-н Шаронов, не должны превышать уровень инфляции, но в то же время в них будут заложены «дополнительные факторы, в частности более высокий рост тарифов на газ». Об идее устанавливать тарифы на продолжительные сроки -- пять-шесть лет -- в последнее время довольно часто говорили представители «Газпрома». «Это должна быть предельно жесткая и четкая программа, -- заявлял месяц назад представитель концерна, -- которая поможет потребителям подготовиться к переходу на рыночное ценообразование».

О том, как же должны устанавливаться тарифы на газ, вчера говорили и на «круглом столе». По мнению председателя Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) Георгия Кутового, рынок газа необходимо разделить на два сегмента. На первом должны продаваться объемы, «обязательные для исполнения баланса»: для обслуживания населения, сельского хозяйства, машиностроения и электроэнергетики. На втором сегменте газ будет реализовываться по свободным ценам. При этом г-н Кутовой отметил, что в цене газа должна быть заложена инвестсоставляющая, и при этом ее величина «не должна быть ниже ставки рефинансирования Центрального банка».

Однако предложение главы ФЭК, очевидно, может быть реализовано только после того, как правительство определится с концепцией реформирования газового монополиста. Андрей Шаронов вчера заявил, что если в энергетической сфере появились сдвиги в сторону либерализации рынка, «то относительно «Газпрома» прогресса не видно, разве что начался процесс развития торговой площадки «Межрегионгаза», где стали появляться независимые покупатели». Он в очередной раз озвучил предложение МЭРТ по вычленению из состава «Газпрома» транспортной и диспетчерской компаний: до тех же пор пока труба остается в собственности концерна, сказал первый замминистра, «независимые производители не могут строить баланс на пять--семь лет, поскольку доступ могут перекрыть».

На выступление замминистра очень пламенно отреагировал зампред комитета по делам СНГ, член комиссии по естественным монополиям Леонид Лушкин, выступивший с докладом «Делить или не делить «Газпром»?»: «Андрей Владимирович (Шаронов. -- Ред.) с маниакальным упорством предлагает нам варианты расчленения и уничтожения «Газпрома»! Почему такое происходит, неизвестно! Он, так же как и я, был на десятилетии холдинга, где выступал наш всенародно избранный президент, заявивший, что «Газпром» останется цельным и неделимым!»

Впрочем, компромисс по этому вопросу сейчас ищут как в Минэкономразвития, дорабатывающем концепцию развития газового рынка, так и в «Газпроме». В концерне, в частности, говорят о том, что просчитывают различные варианты, в том числе и по выделению диспетчерской компании. Однако чем дело закончится, прогнозировать никто не берется.

Денис РЕБРОВ