|
|
N°106, 16 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы мечтаем о программах, адресованных конкретным людям»
Исполнился год как первый российский развлекательный канал СТС возглавляет Александр РОДНЯНСКИЙ. В свое время он вывел в лидеры украинского телеэфира канал «1+1». Теперь он пытается повторить успех в российском телепространстве.
Об итогах своего первого года на СТС, о перспективах развития российского развлекательного телевидения г-н Роднянский рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Максиму БАЛУТЕНКО.
-- Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние канала СТС?
-- Все сложилось намного лучше, чем мы планировали. Уже сейчас мы делаем третью коррекцию бюджета на этот год в сторону увеличения, как по показателям долей аудитории, так и по финансам. Честно говоря, в начале телевизионного сезона я значительно более консервативно смотрел в будущее, так как отдавал себе отчет в том, что увеличение аудитории непосредственно связано с небезопасной попыткой универсализировать канал, выйти из очень жесткой и успешной ниши «развлекательно-молодежного эфира». Этой цели мы добились. Рейтинги выросли. И значительно. Тем не менее, если подразумевать под телевидением не только бизнес-проект, но и некое психоэмоциональное состояние -- комплекс отношений, которые формируются между телевизионным каналом и зрительской аудиторией, то надо еще очень многое сделать. И в первую очередь насытить канал ярким и профессионально качественным содержанием, адекватными новыми задачами.
Если же говорить о кинопоказе -- фильмах и сериалах, о комедийных программах и шоу, то здесь все складывалось удачно. Предмет нынешних усилий -- основные надежды на новый сезон: собственные драматические сериалы и развлекательные шоу новых жанров. Ждать осталось недолго.
-- За этот год на канале появилось много проектов, которые с большой натяжкой можно назвать развлекательными. Прежде всего это касается документального кино. По вашему мнению, серьезность и развлечения не разные ли вещи? Возможно ли синтезировать это на одном канале?
-- Все зависит от того, что вкладывать в понятие «развлечение». Я с самого начала чувствовал глубокую неудовлетворенность тем содержанием понятия «развлекательный», которое вкладывалось в прежний СТС. Под «развлекательность» легко попадали комедийные сериалы, комедийные фильмы и скандальные шоу. И уже не подходила журналистика как таковая. Я же исхожу из того, что под «развлекательностью» понимается форма человеческой деятельности, человеческого существования, включающая в себя широкий спектр эмоций и проявлений личности. Проще говоря, все, что не касается общественно-политических контекстов, мне представляется сферой «развлекательного канала». Вы можете делать комедии, вы можете создавать теледрамы, можете работать в якобы абсолютно далеком от понятия «развлекательный канал» документальном жанре, но при этом оставаться в рамках развлекательности.
Если в силу поставленных задач СТС претендует на место в высшей лиге основных телевизионных игроков, то речь идет не о нишевом телевизионном канале, а об универсальном канале. О телевизионном канале, который адресует свои программы, может быть, более молодой, более энергетически заряженной аудитории, более адаптировавшейся к современным контекстам, но аудитории очень широкой и требующей от канала достаточно разнообразных предложений и полноценного диалога. Поэтому когда я говорю о журналистике, я имею в виду совершенно другой тип журналистики в эфире СТС, иную парадигму. Не может существовать на канале СТС журналистика, близкая к уважаемым мной программам «Сегодня» и «Вести». Не может быть журналистики, похожей на программу «Специальный корреспондент». Я уже не говорю о еженедельных информационно-аналитических программах. Мы мечтаем о программах, адресованных конкретным людям, говорим о журналистике, построенной на человеческих историях, пусть даже драматических или не очень счастливых. Это у нас долго не получалось. Но месяц назад начались «Истории в деталях». Будем надеяться, что попали в точку.
То же самое и с документальным кино. На СТС этот компонент станет года через два одним из основных в эфире. Настоящие человеческие истории, просто сделанные иначе, сделанные под зрителя телеканала СТС, под стиль яркого, динамичного и очень оптимистичного телеканала.
-- Может ли СТС, ставя перед собой подобные амбициозные задачи, выйти на уровень того же самого формата, в котором сейчас работают и Первый канал, и телеканал «Россия», и НТВ?
-- Опасность существует. Более того, она еще и двухсторонняя. С одной стороны, мы движемся в направлении универсального канала. С другой стороны, каналы, которые вы назвали, конечно же двигаются в сторону развлекательного телевидения. То есть процесс абсолютно обоюдный. Очевидно пересечение интересов: например, формат «Фабрики звезд» можно легко представить на СТС, равно как и программу «Как стать звездой». Многие фильмы, программы и сериалы, демонстрировавшиеся на СТС, совершенно очевидно могли бы существовать на каналах первой тройки.
Но конечно же мы отдаем себе отчет в том, что у нас своя аудитория. Лояльная и давно уже выбравшая СТС аудитория детей, подростков и молодых людей, аудитория социально активная. Понятно, что это не означает, что аудитория старше 50 лет не может и не будет смотреть СТС. Но сегодня мы адресуемся в первую очередь к людям от 18 до 45 и хотим и дальше расширять эту аудиторию. Мы стараемся конкурировать необычайно адресно. При этом возможны ошибки, но для нас самое дорогое -- бренд СТС. Он непосредственно связан с аудиторией достаточно молодой, и мы будем делать все для того, чтобы его сохранить.
-- То есть вы остаетесь в «высшей лиге» каналов...
-- Вы знаете, мы были, если хотите, год назад каналом, занимавшим в рейтинге первое место в телевизионной «второй лиге». Мы были ближе к каналам, занимавшим пятую или шестую позицию, чем к третьему. То есть разница между нами и каналом REN TV исчислялась десятыми долями процента или одним процентом, но никак не больше. Сейчас мы находимся значительно ближе к НТВ, чем к каналу, занимающему пятое место. Мы достаточно серьезно заявили о своем намерении доказать свое право на существование в той группе каналов, которую мы с вами как-то очень спортивно назвали «высшей лигой».
-- По вашему мнению, как будет развиваться российское развлекательное телевидение?
-- Будущее российского развлекательного телевидения зависит исключительно от того, насколько изменится нынешнее понимание телевидения информационного. Если будет преодолена жесткая система координат, единая парадигма новостийного вещания, некий общий стандарт, то возможны неожиданные прорывы.
В конце концов вопрос о будущем развлекательного телевидения в России сводится к тому, сумеем ли мы найти новые формы, сохранив при этом содержательный и традиционно-просветительский характер нашего телевидения. И будут ли найдены эти формы в виде совершенно новых жанров, или иной модели поведения ведущих, или большей диверсификации телевизионных каналов -- не имеет большого значения. Главное -- готовность к изменениям. Мы вступили в полосу особой телевизионной конкуренции. Как это происходит в Германии, когда несколько лидирующих каналов имеет примерно сходные программные сетки, когда кино начинается на пяти или шести каналах в 20.15, когда в 20.00 на пяти или шести каналах начинаются новости, когда контрпрограммирование осуществляется не за счет разного хода новостей или разного времени выхода передач, а за счет качеств этих элементов. Насколько окажутся готовыми профессионалы российского телевидения к такого рода изменениям, от этого и зависит будущее российского развлекательного телевидения.
-- На ваш взгляд, российские каналы готовы к этому?
-- Думаю, что да. Года два как закончился этап информационного телевидения, этап политической борьбы. Сейчас завершается период адаптации наиболее успешных западных форматов к российской манере вещания. Начинается этап совершенно иного развития, больше ориентированного на собственный опыт и на новое психологическое состояние общества, на новый социальный запрос. Мы со своей стороны будем пытаться найти свой собственный ответ на вызов времени.
Беседовал Максим БАЛУТЕНКО