|
|
N°106, 16 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Москва изучает кашмирский тупик
Впервые за десять лет Исламабад посетил глава российского МИДа
Нынешний, первый за десять лет рабочий визит российского министра иностранных дел в Пакистан (последний раз Исламабад посещал еще Андрей Козырев), продлился всего один день. Глава российской дипломатии встретился с пакистанским коллегой Хуршидом Касури, президентом Первезом Мушаррафом и премьером Миром Зафаруллой Ханом Джамали. В беседах затрагивалось российско-пакистанское взаимодействие в борьбе с международным терроризмом и афганской наркоугрозой, говорили также о развитии торгово-экономического сотрудничества.
Российский гость посетовал, что годовой объем торгового оборота в 100 млн долл. явно не соответствует возможностям двух стран. В ответ г-н Касури заметил, что интересы пакистанской стороны не ограничиваются модернизацией металлургического завода в Карачи, Россия может рассчитывать также на заказы на трактора и бульдозеры. К тому же Пакистан очень интересуется российскими высокими технологиями, для ознакомления с которыми в июле в Москву приедет пакистанский министр телекоммуникаций. Вместе с тем прозрачные намеки пакистанцев на желание прикупить у Москвы современное оружие натолкнулись на вежливое сообщение российского министра о нежелании разрушать сложившиеся за долгие годы связи с Индией.
Именно в Дели отправился вчера вечером из Пакистана Игорь Иванов. Однако на сегодняшних российско-индийских переговорах тема Пакистана все равно будет продолжена. Вчера в Исламабаде российский министр заявил о готовности Москвы стать посредником в деле нормализации отношений между Дели и Исламабадом: «Если такое обращение последует со стороны Индии и Пакистана, Россия рассмотрит его самым внимательным образом». Игорь Иванов подчеркнул, что Россия «будет всемерно содействовать диалогу между Дели и Исламабадом, в том числе опираясь на отношения, которые у нее имеются с Индией и складываются с Пакистаном». «В рамках этого диалога должны рассматриваться все проблемы, в том числе кашмирская», -- добавил г-н Иванов.
Индия и Пакистан враждуют с первых дней независимости, обретенной в 1947 году. Они трижды воевали между собой, стычки на разделяющей страны «линии контроля» в Кашмире происходят чуть ли не ежедневно. В Дели во всем винят поддерживаемых пакистанцами исламских сепаратистов. В минувшие выходные индийские пограничники уничтожили более десятка боевиков, пытавшихся перейти линию контроля в Кашмире со стороны Пакистана. Индийская сторона уверяет, что лазутчики принадлежали к пропакистанским экстремистским организациям «Аль-Бадр» и «Лашкар-э-тайба».
Пакистанский лидер Первез Мушарраф, с которым в воскресенье провел переговоры российский министр, еще во время своего февральского визита в Москву добивался от россиян большего сочувствия, пытаясь переложить ответственность за насилие в Кашмире на Дели. Однако позиция России не изменилась. Москва отдает должное усилиям Исламабада в борьбе с терроризмом, понимая, какой ценой даются генералу Мушаррафу эти непопулярные в его стране меры. Но на этом пути пакистанцам предстоит сделать еще очень и очень многое. «Нас не может не волновать тот факт, что радикальные исламские организации в Пакистане еще очень активны», -- говорит замминистра иностранных дел Александр Лосюков. По его словам, «у российской стороны есть информация, что боевики в Чечне проходили подготовку в лагерях на территории Пакистана в приграничных с Афганистаном районах». Правда, Пакистан обещал проявить большую решительность на этом направлении.
В последнее время появились надежды на урегулирование застарелого индийско-пакистанского конфликта, о чем говорил вчера и сам Игорь Иванов. Еще в апреле премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи выступил с мирной инициативой, предложив Пакистану открыть новую страницу в отношениях, сделав упор на двустороннем экономическом сотрудничестве. В недавнем интервью частному индийскому телеканалу Мушарраф заявил о готовности встретиться с Ваджпаи, чтобы совместно возглавить мирные переговоры. Однако при этом он добавил, что Кашмир «остается ключевой проблемой индийско-пакистанских переговоров и в этом плане в позиции Исламабада не произошло никаких изменений». В ответ индийский МИД в очередной раз заявил о разочаровании по поводу позиции Пакистана, упорно не желающего отказываться от поощрения «трансграничного терроризма».
Елена СУПОНИНА, Исламабад