|
|
N°106, 16 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Отчет о командировке
Поездка в Токио толкнула «Газпром» на мировой рынок сжиженного газа
На Международную газовую конференцию, которая прошла в начале июня в столице Японии, «Газпром» вывез солидную группу сотрудников. В памятке делегату концерна, коих было порядка ста человек, говорится, что до 17 июня он должен представить отчет с ответами на десяток вопросов. Один из них, в частности, гласит: «Что представилось наиболее интересным и может быть эффективно использовано в отечественной практике». Отчитался ли о своем посещении конференции глава «Газпрома» Алексей Миллер, доподлинно неизвестно, но, судя по совещанию, которое он провел накануне Дня России, его ответ очевиден.
Совещание, как сообщает пресс-служба концерна, посвящалось «выходу российского сжиженного природного газа (СПГ) на мировой рынок». Хотя официально девиз газового форума в Токио апеллировал к ответственности за экологию, на самом деле его заглавной темой было развитие рынка сжиженного газа. Справедливости ради нужно отметить, что доминирование этой темы во многом связано со спецификой потребления этого вида топлива в Азиатско-Тихоокеанском регионе (сетевого газа там просто нет). Однако планы «Газпрома» по освоению восточных рынков делают эту тему актуальной для российского концерна.
Реализации новых планов сильно мешает аутсайдерская позиция на рынке. Российская газовая отрасль в целом и «Газпром» в частности находятся на задворках индустрии СПГ -- этой технологии у нас просто нет. И до последнего времени преобладали лишь вялые заявления о намерениях заняться новым направлением. В прошлом году на волне подъема российско-американской дружбы заговорили о возможности поставок в США сжиженного российского газа с Ямала и шельфа Баренцева моря. Однако энтузиазм пропал, как только выяснилось, что для получения технологии нужно пустить в проекты кого-то из ее владельцев.
Но токийский опыт, похоже, окончательно убедил «Газпром» в том, что за технологией сжижения стоит реальная перспектива и без нее придется очень тяжело. Перспективность этого рынка подтверждается постоянным совершенствованием технологии производства СПГ и, как следствие, значительным снижением затрат. Так, глава английского нефтегазового гиганта ВР лорд Браун в Токио говорил, что за 20 лет сжижение газа удешевилось вдвое и его себестоимость продолжает уменьшаться. Если к этому добавить важный политэкономический плюс СПГ -- отсутствие транзитных государств, то данный вид топлива может уже в ближайшем будущем серьезно потеснить традиционный сетевой газ на мировом рынке.
Итоги предпраздничного совещания (в нем приняли участие зампреды Александр Рязанов и Александр Ананенков, гендиректор «Газэкспорта» Александр Медведев, а также руководители профильных департаментов) демонстрируют серьезность намерений «Газпрома». Так, решено создать управляющий комитет, который непосредственно займется подготовкой проектов в сфере СПГ. В рамках комитета планируется функционирование нескольких рабочих групп, которые будут разрабатывать инвестиционную концепцию проекта, проводить анализ мирового рынка СПГ и выбор возможных партнеров по проекту, готовить концепцию его финансирования, осуществлять экономический анализ и оценивать эффективность, а также координировать его.
Концепцию производства, транспортировки и реализации сжиженного природного газа на экспортных рынках планируется рассмотреть на заседании правления 18 июня, но это скорее формальность, поскольку принципиально вопрос уже решен. Теперь осталось самое главное -- найти партнера, обладающего технологией, опытом реализации таких проектов и прочными позициями на американском рынке. Поскольку без этого проект не осуществим практически. Возможно, именно для этого «Газпром» собрался привлекать внешних консультантов. По информации газеты «Время новостей», наиболее вероятным кандидатом на роль такого партнера является американская корпорация ConocoPhillips, которая живо интересуется Штокмановским месторождением и присматривается к Ямалу.
Пока в «Газпроме» говорят, что ресурсы шельфа Баренцева моря рассматриваются как перспективная база для поставок по проектируемому Северо-Европейскому газопроводу. Однако не исключено, что если от СЕГ все же придется отказаться (к этому склоняет множество чисто экономических факторов), то именно на Штокмане можно будет начать развитие сжижения газа. Наиболее реальный конкурент ConocoPhillips -- французская Total, интересы которой лоббирует политическое руководство Франции. Однако у американцев есть одно несомненное преимущество -- они не будут слишком уж стремиться с этим газом на европейский рынок и мешать тем самым основному бизнесу «Газпрома».
Алексей ГРИВАЧ