|
|
N°40, 06 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аксененко обещал обогнать Америку
На поезде
Министр путей сообщения Николай Аксененко вчера объявил, что его подход к реформированию железнодорожного транспорта возобладал в прошлую субботу на посвященном этой проблеме межведомственном совещании. В аппарате министра экономического развития Германа Грефа -- известного оппонента г-на Аксененко по части железнодорожных реформ -- корреспонденту газеты «Время новостей» сообщили, что итоги совещания «нельзя трактовать так однозначно» и вообще что стратегический курс перестройки МПС еще не определен.
В субботу руководству МПС и Минэкономразвития были представлены предварительные рекомендации по реформированию железнодорожной отрасли, подготовленные консультационными фирмами McKinsey, Arthur Andersen и «Современные бизнес-технологии». Вчера на созванной по этому поводу пресс-конференции Николай Аксененко с удовлетворением отметил, что выводы и рекомендации консультантов вполне совпали с тем, что думают по этому поводу в МПС.
Партнер компании McKinsey Томас Верасто изложил журналистам суть предложений консультантов. МПС в нынешнем состоянии не готово для немедленного полномасштабного реформирования. Поэтому железнодорожное хозяйство надо перестраивать осторожно и поэтапно. А именно -- в три этапа. На первом этапе (2001--2002) МПС будет разделено на государственный регулирующий орган и «единый хозяйствующий субъект с полным государственным управлением». (Это разделение составляет суть предложений МПС по собственному реформированию.) На втором этапе (2003--2004) внутри «хозяйствующего субъекта» (но с сохранением его организационного единства) начнется выделение отдельных компаний по направлениям деятельности: грузовые перевозки, пассажирские перевозки, путевое и локомотивное хозяйство и т.п. На этом же этапе будет найден источник финансирования убыточных пассажирских перевозок. Наконец, на третьем, самом продолжительном этапе (2005--2010) отрасль разделится на независимые, конкурирующие между собой компании, «вызревшие» на предыдущем этапе внутри «единого субъекта».
Аксененко поддержал эти рекомендации, фактически подразумевающие, что как минимум до 2005 года реформа отрасли пойдет по «наметкам» МПС. Министр только один раз возразил Верасто: когда консультант заговорил об отставании России от США по производительности труда. Аксененко заявил, что через пять лет российские железнодорожники догонят американских коллег по производительности.
В пресс-службе Минэкономразвития корреспонденту газеты «Время новостей» указали, что предложения по реформированию отрасли сейчас дорабатываются консультантами и представителями заинтересованных российских ведомств. Пока этот процесс не закончится, рано говорить, что общий подход к перестройке естественной транспортной монополии определился.
По словам г-на Аксененко, окончательный вариант проекта реформирования железнодорожного транспорта будет представлен правительству 11 апреля.
Михаил КУКУШКИН