Руководство российских спецслужб вчера впервые публично признало появление в Чечне
угрожающей тенденции, о которой до сих пор федеральные власти старались не говорить. А именно то, что контртеррористическая операции скоро может получить развитие по «палестинскому сценарию». Когда основным препятствием к гражданскому примирению и возврату к мирной жизни станут не прячущиеся в горах бородатые боевики-партизаны, а «отдельно взятые» простые люди - доведенные войной, нищетой и продуманной тактикой религиозного оболванивания до готовности стать шахидом-смертником и тем самым обеспечить себе место в раю.
Озвучено все это было вчера главой ФСБ Николаем Патрушевым в Керчи, где проводились антитеррористические учения, более чем осторожно - в форме теоретического предположения. И с категорической оговоркой, что этого власти не допустят. Однако сути дела это не меняет. Ибо означает как минимум, что «палестинский сценарий» начал допускаться на высшем уровне по крайней мере как возможный. И в случае необходимости теперь всегда могут быть использованы соответствующие аргументы и объяснения.
За последний год самые крупные неприятности со стороны сепаратистов федеральные силы в Чечне получили именно с участием террористов-камикадзе - подрыв Дома правительства республики в декабре, теракт в селе Знаменском, почти полностью разрушивший инфраструктуру власти Надтеречного района, покушение на Ахмада Кадырова под Гудермесом. Только в мае от действий боевиков-смертников в Чечне погибло более 100 и были ранены около 500 человек - такие удары по количеству жертв власти республики не несли с окончания активных боевых действий осенью 2001 года.
Как заявил вчера г-н Патрушев, «терроризм с участием смертников сейчас представляет исключительную опасность, эта проблема очень актуальна, и мы активно думаем, как бороться с этим злом». Глава ФСБ справедливо отметил, что в борьбе с «камикадзе» в первую очередь важно иметь упреждающую информацию - ведь совершают такие взрывы люди, как правило, ничем внешне не выделяющиеся и еще не попадавшие в оперативные учеты. «Но именно в получении таких упреждающих сведений для нас есть сложности, - признал руководитель российской контрразведки, - поскольку анализ терактов, которые сейчас расследуются или предотвращены, показывает, что смертники готовятся за рубежом». Обрисовав столь тревожную ситуацию, г-н Патрушев при этом категорически заверил журналистов, что «мы этого (палестинского сценария. -
Ред.) не допустим». Правда, как ФСБ и прочие спецслужбы смогут этого не допустить - и тем самым, по существу, найти «рецепт» против камикадзе, над поиском которого уже несколько десятилетий бьются израильские спецслужбы (общепризнанно - одни из самых эффективных в мире), пока осталось не ясным. Кстати, оптимизм заявления главы ФСБ несколько «подпортило» сообщение его же ведомства, сделанное днем раньше. В понедельник представители контрразведки объявили о ликвидации в Москве целой подпольной сети экстремистской организации «Хизб ат-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), в начале года Верховным судом РФ официально внесенной в список террористических структур. Эта партия своей целью провозглашает создание «единого Халифата» с шариатской формой правления на территории бывших среднеазиатских республик СССР и России. Причем, по заявлению ФСБ, сеть этой организации «охватывает все регионы РФ», и члены подполья, среди прочего, занимались вербовкой наемников для чеченских сепаратистов. А деньги эта организация среди прочего получала с контролируемых ее активистами закусочных восточной кухни в Москве. Учитывая такой размах исламских экстремистов, более чем возможно, что они также внесли свою лепту в подготовку камикадзе. Кроме того, сами же представители ФСБ еще несколько месяцев выяснили, что только Шамиль Басаев якобы смог завербовать в свою бригаду «Риядус Салихийн» («Черные вдовы») 30-40 женщин-смертниц. По законам традиционной военной теории это совсем немного - всего лишь взвод, который в лучшем случае может взять штурмом небольшое село. Если же считать эту же боевую единицу по «палестинскому сценарию», то только с ее помощью террористы смогут каждые 2-3 недели в течении года проводить масштабные акции, счет жертвам которых пойдет на сотни или даже тысячи.
Палестинским вариантом принято называть в последнее время использование тактики смертников для оказания давления на противоборствующую сторону. Эта тактика активно применяется палестинцами, однако к ней прибегали и радикалы в Шри-Ланке, Ливане, Индии. При этом надо учитывать, что палестинские и чеченские проблемы – абсолютно разные. Создание независимого палестинского государства на территориях, оккупированных израильтянами, оговорено резолюциями ООН. В то время как Чечня – неотъемлемая часть России.
Палестинские организации до сих пор спорят по поводу того, кто может быть целью акций камикадзе и где. Ряд группировок нападает только на военные объекты и только на оккупированных территориях. Такие радикальные организации, как ХАМАС и «Исламский джихад», считают себя вправе убивать и гражданских лиц. Причем и за пределами непосредственно территорий, на которых должно быть создано государство Палестина. Например, в ресторанах и автобусах в Тель-Авиве, куда заходят камикадзе. Другие группировки критикуют подобные вылазки, но израильский опыт показывает, что расползание акций смертников, коль они начались, по всей территории воюющего государства - неизбежно.
Акции смертников – это обычно последний довод другой стороны, когда исчерпаны надежды на успех или возможность мирных переговоров. Так, треть из чуть более ста акций камикадзе, совершенных палестинцами за десять последних лет, пришлась на последние два года. Почти половина палестинских смертников – с высшим образованием. На место ликвидированных смертников приходят другие. Но готовятся такие камикадзе исключительно на палестинских территориях, а израильские спецслужбы подтверждают, что никакой особой подготовки для этого не нужно.
Станислав ЛЮБИМОВ