Время новостей
     N°105, 11 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.06.2003
Подержанные иномарки опять подорожают
В ближайшее время правительство примет решение «о выравнивании ввозных пошлин на автомобили возрастом от трех до семи лет». Речь идет о создании равных условий импорта для физических и юридических лиц. Фактически это будет означать очередное повышение цен на подержанные иномарки, поскольку сейчас почти все они оформляются на физлиц, пошлины для которых существенно ниже, чем для юридических. Цена на автомобили возрастом от трех до семи лет вырастет на 10--30% в зависимости от того, какой окончательный вид будет иметь постановление. В настоящее время его дорабатывают в аппарате правительства. Но, как сообщил газете «Время новостей» высокопоставленный источник в кабинете министров, постановление в «относительно короткие сроки» ляжет на стол Михаилу Касьянову.

То, что г-н Касьянов подпишет доработанное постановление, сомнений почти нет. Эта мера заложена в Концепции развития автопрома, утвержденной главой кабинета министров еще летом прошлого года. Задержка вызвана тем, что нынешний вариант предложений Минпромнауки -- основного разработчика документа -- премьеру не понравился. В предложенном премьеру проекте, говорит высокопоставленный правительственный источник, «отсутствует внутренняя логика», реализация предложенных мер приведет к еще большим перекосам в системе взимания таможенных пошлин. По его словам, в некоторых случаях растаможка, например, BMW обойдется дешевле, нежели таможенное оформление менее дорогих машин.

Между тем Ассоциация российских автомобильных дилеров в письме на имя премьера называет более конкретную причину того, почему постановление в нынешнем виде подписывать не следует. Как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» в ассоциации, предложенные Минпромнауки меры ни к какому выравниванию не приведут: если сейчас физлица платят за ввоз машин в 3,5 раза меньше юрлиц, то будут платить в 2,5 раза меньше. Поэтому ввозить машины, оформляя их на физлиц, все равно будет выгоднее, но цены на эти авто вырастут. Бизнес же, основанный на ввозе подержанных иномарок, так и останется в тени, не начнет платить государству налоги, не будет нести никакой ответственности перед покупателями.

Однако разработчики проекта постановления не согласны с критиками. Как заявил газете «Время новостей» источник, близкий к его авторам, предлагаемая схема действительно несколько сложна, но все расчеты тщательно проверены и в Минпромнауки, и в Минэкономразвития, и в ГТК.

По мнению экспертов, повышение цен на иномарки возрастом от трех до семи лет выгодно и отечественным производителям, и крупным иностранным автопроизводителям, которые хотят выпускать машины в России. И прежде всего в этом заинтересованы зарубежные концерны, не желающие конкурировать в России со своими же старыми машинами. Что касается наших заводов, то главные конкуренты отечественного автопрома были отсечены от российского рынка еще с 1 октября прошлого года, когда вступили в силу запретительные пошлины на иномарки старше семи лет. Между тем аналитики указывают, что защита путем пошлин -- палка о двух концах. Постоянно поддерживаемые высокие пошлины не будут способствовать повышению конкурентоспособности машин, собираемых в России. Поэтому, как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» старший аналитик инвестиционной группы «Атон» Тимоти Маккатчен, правильно было бы указывать в постановлениях о повышении пошлин срок их действия. В пример он привел США, где в свое время спасали «Харлей Дэвидсон», оказавшийся на грани банкротства из-за наплыва более дешевых японских мотоциклов. «Тогда точно было указано, на какой срок вводятся повышенные пошлины на иностранные мотоциклы. Их предупредили: если потом вы не сможете конкурировать, это уже ваша вина», -- сказал г-н Маккатчен. «Установление конкретного срока будет хорошим стимулом для тех, кто собирает машины в России», -- добавил он.

Вера КУЗНЕЦОВА, Михаил ВОРОБЬЕВ