|
|
N°40, 06 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мусор в золотой раме
В Москве проходит X Антикварный салон
В минувшие выходные окрестности выставочного зала на Крымском валу выглядели так. Со стороны Третьяковки к углу здания тянулся хвост очереди -- давали Айвазовского, выставка которого изначально была, что называется, обречена на успех. Со стороны Центрального Дома художника к тому же углу тянулась очередь на Антикварный салон, успех которого можно объяснить лишь восстановлением в Москве докризисного уровня жизни. Подъехать к ЦДХ на машине было сложновато -- все проезды занимали припаркованные красивые иномарки, чьи владельцы, надо думать, не спеша прогуливались по салону, подбирая себе картину (вазу, светильник, кресло) в размер.
Нынешний салон отличается от предыдущих лишь тем, что он юбилейный -- десятый по счету. С чем и поздравляем его организаторов -- компанию "Экспо-парк. Выставочные проекты". В остальном же все как раньше -- привычное, а потому скучноватое разнообразие товаров: Айвазовский с Саврасовым, иконы, каминные часы, зеркала, телескоп, рояли, ювелирка (традиционная для весенних салонов, приуроченных к 8 Марта), офорты Мане, Ренуара и Дега, рисунки Чехонина. Много мебели, что эксперты объясняют возвращением моды начала 90-х на «обстановочный антиквариат», -- ампирные кресла, гостиная в стиле Ар Деко, гигантский модерновый шкаф. У салона только один хит -- «шехтелевская» (то есть просто модерновая, по своим формам напоминающая манеру Шехтеля) люстра стоимостью сто тысяч долларов. На вопрос корреспондента газеты «Время новостей», удастся ли ее продать, один из антикваров ответил, что не исключено, так как на рынке «плохо с осветительными приборами».
Впрочем, одно отличие от предыдущих салонов у нынешнего все же есть -- огромное количество наглых, раздражающих фальшаков. Причем не только русского авангарда, но и реализма и академизма XIX века (Семирадского, например). Фальшаки на салоне (читай: на рынке) были всегда, но то были качественные, художественные подделки. Сейчас раздражает то, что качество этих произведений примерно то же, что и в подземном переходе от Парка культуры к ЦДХ, где продаются дешевые картинки, годящиеся, кажется, лишь для того, чтобы прикрыть дырку в стене или неприличную надпись в уборной. Цена зависит от размера полотна.
Есть у салона и интрига. За неделю до открытия в гостинице "Рэдиссон Славянская" прошел первый "альтернативный" салон -- "Антиквар Show". На "славянском" салоне атмосфера была получше (как-никак антиквариату больше подходит гостиничный шик, чем по-советски убогие залы ЦДХ), однако с коммерческой точки зрения он полностью провалился -- если что и продалось, то одна-две вещи. Как бы то ни было, сам факт наличия конкурирующих салонов (при том, что "экспо-парковский" проходит два раза в год) свидетельствует о том, что на антикварном рынке стало тесновато и что сам этот рынок сейчас "на коне". Чему можно только радоваться. Ведь за антикварным наверняка подтянется и другое направление артрынка -- современное искусство, которое последние два года поддерживается главным образом покупательными усилиями Зураба Церетели.
Если же говорить о том, чем же, собственно, привлекает потребителя антиквариат, то ответ может быть только один -- позолоченными (или какими другими) рамами. Вот аннотация к одной из вещей: "Картина "Девушка с бубном", холст, масло, в раме, красное дерево, 34х59 см, модерн". Из данного текста следует, что главное в этом произведении -- рама, а картина прилагается в нагрузку. Рама в России способна спасти любую картину, даже откровенный мусор. Которого множество на X Антикварном салоне.
Николай МОЛОК