|
|
N°105, 11 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Три четверти военного экспорта России дает авиапром
Рейтинг предприятий российского оборонно-промышленного комплекса
По данным за 2002 год можно судить, что основные тенденции предыдущих по крайней мере трех лет остались. Российская оборонная промышленность по-прежнему сохраняет преимущественно экспортную ориентацию. Именно крупные экспортные контракты обеспечивают значительные объемы производства почти всех лидеров.
Авиационная холдинговая компания (АХК) «Сухой» поставила в 2002 году предположительно 19 истребителей Су-30МКК в Китай и 10 фронтовых бомбардировщиков Су-24М в Алжир. Объем выручки компании снизился по сравнению с 2001 годом в связи с уменьшением числа истребителей, поставленных Комсомольским-на-Амуре авиационным промышленным объединением в КНР, а также завершением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по истребителям Су-30МКИ и Су-30МК2. Однако компания сохранила бесспорное лидерство в российском ОПК.
Резко выросли показатели научно-производственной корпорации «Иркут», которая поднялась с пятого места на второе. Прирост объемов выручки -- более 300 млн долл. -- обеспечен поставками 10 истребителей Су-30МКИ в Индию и 10 Су-27УБК в Китай. В 2001 году ИАПО поставляло лишь 10 учебно-боевых Су-27УБК в КНР.
Уралвагонзавод завершил в прошлом году поставочную часть контракта с Индией, в рамках которого эта страна должна получить 124 танка Т-90С и организовать лицензионное производство еще 186. При сохранении или даже росте объемов военного производства Уралвагонзавод, тем не менее, переместился со второй на четвертую позицию.
Большие объемы производства Уфимского моторостроительного производственного объединения, занимающего третью позицию, также, по всей видимости, связаны с участием в выполнении экспортных поставок истребителей семейства Су-27/30. Возможно, начались работы по организации лицензионного производства двигателей АЛ-31ФП в Индии.
Рывок российской самолетостроительной компании «МиГ» с 13--14-го места в 2001 году до пятого в 2002 году объясняется началом реализации портфеля контрактов на 952 млн долл., набранных в 2001 году. Поставки истребителей МиГ-29 оцениваются Центром АСТ примерно в 25 единиц (6--10 -- в Йемен, не менее 6 -- в Мьянму, до 6 -- в Эритрею).
Из предприятий, входящих в систему «Росавиакосмоса», следует остановиться на феномене Московского вертолетного завода им. Миля. Весь объем реализации предприятия обеспечен не продажами техники, а проведением НИОКР. На фоне общего спада продаж вертолетов с 430 млн долл. в 2001 году до 350 млн в 2002 году МВЗ сумел увеличить выручку от реализации в два раза.
Четыре из пяти предприятий-лидеров относятся к авиастроительной отрасли. Совокупный объем выручки АХК «Сухой», НПК «Иркут», РСК «МиГ» и УМПО достигает 2224 млн долл. Добавим сюда крупные поставки вертолетов почти на 350 млн долл. Итого более 2,5 млрд долл. Тринадцать из двадцати представленных в списке компаний производят авиационное вооружение и технику, подсистемы или авиационные средства поражения. Эти цифры подтверждают, что продукция ВВС дает 75% российского экспорта.
Кораблестроительная промышленность представлена в рейтинге четырьмя предприятиями, и три из них выполняли экспортные контракты. Балтийский завод продолжал строительство трех фрегатов проекта 11356 для Индии. «Северная верфь», возможно, начала подготовительные работы по постройке двух эсминцев проекта 956ЭМ для Китая. Судостроительная фирма «Алмаз» построила два катера «Светляк» для Вьетнама. «Северная верфь» вела работы по строительству корвета «Стерегущий» для ВМФ России. «Адмиралтейские верфи» строили две подводные лодки проекта 677. Одна из них, «Санкт-Петербург», будет сдана ВМФ РФ в 2003 году.
Производители ВВТ для сухопутных сил представлены лишь двумя предприятиями -- Уралвагонзаводом и Заводом имени Дегтярева.
Сохраняется относительно низкая диверсификации лидеров рейтинга. Исключение составляет лишь Уралвагонзавод, имеющий большой объем производства вагонов и цистерн. Продажи остальных компаний обеспечены монопродуктами. Более высокая степень диверсификации наблюдается на верфях: 36% для Балтийского завода, до 40% -- на «Адмиралтейских верфях». Завод имени Дегтярева также отличается высокой диверсификацией производства, поставляя продукцию не только военного назначения, но и в интересах Минатома и для гражданских нужд.
Руслан ПУХОВ, директор Центра анализа стратегий и технологий