|
|
N°105, 11 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Яковлев «Ноги» не боится
На авиасалон в Ле-Бурже поедут только учебные российские самолеты
Российские модернизированные самолеты Су-27 и МиГ-29 не будут участвовать в 45-м авиасалоне в парижском пригороде Ле Бурже. Техника была готова к показу, однако правительство приняло решение не выставлять, выражаясь техническим языком, натурные образцы. Как пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт», глава делегации компании на выставке в Париже Иван Гончаренко, это связано с отсутствием внятного судебного решения по швейцарской фирме «Нога». Два года назад, выставляя счета по не признаваемым Россией долгам, эта фирма наложила во Франции арест на российские самолеты Су-30МК и МиГ-АТ. Однако французский суд вплоть до сегодняшнего дня не определился относительно иска швейцарцев, и риск повторения скандала никак не исключен. А в «сушках» и МиГах сосредоточены новшества, подходящие под техническую, коммерческую, а, возможно, и государственную тайну. И допустить, чтобы она находилась хотя бы короткое время в руках даже судебных приставов, было бы опрометчиво.
В военно-промышленных кругах некоторое время назад созрела идея провести процедуру отчуждения собственности. Другими словами, вывести представляемые на выставке истребители из госсобственности и на время передать какой-то частной фирме. В этом случае притязания «Ноги» были бы по международным законам беспочвенны. Однако руководство «Рособоронэкспорта» посчитало такой шаг мелким, подрывающим престиж и государства, и торговцев оружием. Без представления же имеющих мировую известность истребителей российский павильон теряет не только зрелищность, но и, возможно, потенциальных партнеров. Тем более что парижский авиасалон -- одна из самых престижных авиакосмических выставок в мире и не без оснований считается основным событием года в мировом авиастроении.
Учитывая все это, руководство ОКБ им. Яковлева набралось смелости и, невзирая на «Ногу», решило представить свои самолеты на авиасалон «натурой». Это учебно-боевой тренировочный Як-130 и учебно-спортивный Як-54. У фирмы Яковлева, правда, несколько иная форма собственности. К тому же, как сказали газете «Время новостей» в самом ОКБ им. Яковлева, владельцы посылаемых в Ле Бурже «яков» дали гарантии, что в случае инцидента они не станут предъявлять претензий ни к правительству, ни к «Рособоронэкспорту», ни к Комитету РФ по военно-техническому сотрудничеству. Поговаривают, что фирма, помимо прочего, заручилась и гарантиями и устроителей салона.
Так или иначе, наше участие на авиасалоне несомненно. Российская экспозиция будет в целом традиционна. Однако будут и новинки. Наша оборонка становится все более конкурентоспособной в относительно новой для нее сфере -- в офсетных предложениях, программах передачи технологий и лицензий. Будут с нашей стороны (с участием Космических войск) и предложения по оказанию услуг в космической области -- запуск нагрузок различного назначения в интересах иностранных заказчиков. В Ле Бурже поедет солидная группа специалистов из департамента оборонных технологий и космоса «Рособоронэкспорта».
Несмотря на престижность авиасалона и внушительные цифры площадей, нынешний салон в отличие от предыдущего, побившего все рекорды по количеству участников и подписанных контрактов, будет заметно скромнее. Специалисты связывают это с кризисным состоянием мировой авиационной индустрии. Россия может на этом сыграть, говорят наши оборонщики, надо только верно сориентироваться. Тем более что около 70% экспорта главного российского продавца вооружений и военной техники ФГУП «Рособоронэкспорт» составляют авиационная техника и космические услуги.
Николай ПОРОСКОВ