Время новостей
     N°116, 01 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.09.2000
Испытание для инвестора
СРП снова стало жертвой бюрократических игр
Судьба закона «О СРП» решится через два месяца. В течение этого времени все изменения и дополнения в действующий закон должны быть внесены. Об этом заявил вчера участвовавший в заседании кабинета министров тюменский губернатор Леонид Рокецкий, который считает, что «СРП из-за своего несовершенства, за исключением двух не очень удачных проектов Сахалин-1 и Сахалин-2, сегодня не действует». В то же время уже сейчас нефтегазовой отрасли крайне необходимы инвестиции, и именно с помощью соглашения можно было бы привлечь необходимые средства. «Наше законодательство и политическая ситуация не способствует тому, чтобы инвесторы из-за желания вкладывать средства в Россию стояли в очереди», -- пояснил г-н Рокецкий. По его словам, иностранцы готовы инвестировать только при условии, что им будут предоставлены определенные гарантии.

В разработку месторождений не хотят вкладывать не только иностранные, но и отечественные компании. «Несмотря на то что цены на нефть выросли, российские компании не спешат вкладывать деньги в разработку месторождений. Нынешняя стабилизация в нефтяной отрасли носит краткосрочный характер, а в газодобыче уже имеется снижение. По моим данным, добыча газа в Тюменской области в текущем году сократилась на 10 млрд куб. м», -- сообщил г-н Рокецкий.

Однако не только несовершенство законодательства мешает привлечению инвестиций. «Пока Минэнерго и Минэкономразвития делят полномочия, инвестор не может понять, с кем надо разговаривать», -- пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» нефтяной эксперт. Впрочем, на вчерашнем заседании кабинета так и не было установлено, кто уполномочен вести такие переговоры. «Через два месяца министерства должны внести предложения о том, кто и за что будет отвечать», -- сообщил г-н Рокецкий. Источники газеты «Время новостей» в правительстве утверждают, что ведомство Германа Грефа рассчитывало получить в свое ведение СРП уже вчера. Поэтому сам факт того, что вопрос отложен, воспринимается некоторыми белодомовскими обитателями как аппаратное поражение главы МЭРТ.

Впрочем, в окружении г-на Грефа так не считают. Источник в Минэкономразвития объяснил газете «Время новостей» суть предложений, с которыми вчера выходил на заседание правительства глава министерства Герман Греф. Это прежде всего передача стратегически важных вопросов СРП в ведение правительства. Далее -- четкое определение прав и обязанностей каждого из ведомств (не только Минэкономразвития или Минэнерго) по СРП. Впрочем, в дополнении к проекту протокольного решения, подготовленного к заседанию правительства, предполагалось, что «уполномоченным органом по СРП становится Министерство экономического развития.

По словам источника в МЭРТ, в случае успешной реализации первых двух задач станет возможной решение третьей. А именно: создания для участников соглашения технологии «одного окна» -- упрощение процедуры для инвестора, когда ему точно известны сроки и технология принятия решения. Это все, по утверждению источника, позволит прекратить практику дублирования Министерством энергетики функций других ведомств экономического блока -- Минфина или МНС, поскольку 694-м указом от 8 июля 1998 года все права и обязанности (в том числе по сбору налогов и распределению средств) были возложены на Минэнерго. А в глобальном смысле изменить подход к СРП, сместить акцент от планов по объему добычи на инвестиционную составляющую production sharing, сделать его инструментом государственной инвестиционной политики.

Правительственные источники газеты «Время новостей», не участвовавшие в дискуссии, убеждены в том, что имела место аппаратная ничья -- вопрос отложили на два месяца, однако предложения по совершенствованию СРП будет аккумулировать именно ведомство Германа Грефа. «Надо поездить по странам, где СРП нормально работает. Посмотреть, изучить опыт. После этого можно уже будет решать: создавать новое агентство по контролю над СРП, как того хочет г-н Греф (оно контролировалось бы Минэкономразвития), или же оставить все полномочия у Минэнерго», -- заявил г-н Рокецкий. Лично он хотел бы, чтобы СРП осталось в Минэнерго, так как «менять ведомство сейчас нелогично».

В любом случае решение вопроса о ведомственной принадлежности СРП будет зависеть от аппаратной конъюнктуры, которая сложится через два месяца. Хватит ли у инвесторов терпения -- большой вопрос.

План-график подготовки законодательных актов по вопросам соглашения о разделе продукции (СРП)
Наименование законодательных и нормативных правовых актов Содержание документа и обоснование необходимости его принятия Сроки представления в правительство Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку и представление документов
Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Предлагаются поправки в статьи 1, 4--9, 11, 17 Необходимо изложить понятие «инвестор», закрепить его права и обязанности, в том числе получаемые в результате реализации СРП, увязать предоставление режима благоприятствования в ходе реализации СРП с объемом финансовых средств, вкладываемых инвестором в проект, сроками освоения и разработки месторождений, экономическими показателями инвестиционного проекта. Также необходимо закрепить ответственность инвестора, получающего соответствующие льготы, его ответственность за невыполнение обязательств по инвестиционному проекту на условиях СРП. I квартал 2001 года Минэкономразвития, Минфин, МНС
Проект закона «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» Статьей 37 закона «О внутренних морских водах...» захоронение отходов и других материалов во внутренних морских водах и территориальном море запрещено. Это затрудняет ведение разведки и добычи нефти. Целесообразно при наличии заключения экологической экспертизы разрешить захоронение определенных видов отходов и материалов. Предлагаются изменения в части урегулирования вопросов захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах и территориальном море. IV квартал 2000 года Министерство природных ресурсов (МПР), Госкомрыболовство, Минэнерго, Минэкономразвития
Проект закона «О внесении изменений и дополнений в Водный кодекс РФ» (статьи 54, 55, 83, 87) Для заключения СРП по объектам, расположенным в пределах внутренних морских вод и территориального моря, требуется лицензия на пользование водными объектами. Возможность ее получения должны быть гарантирована до заключения СРП, а ее условия определены в процессе переговоров. Отдельный договор на водопользование не заключается. Предлагаемые поправки упорядочат выдачу лицензий при реализации СРП в пределах внутренних вод и территориального моря. IV квартал 2000 года МПР, Госкомрыболовство, Минтранс, Минэкономразвития
Проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон «О континентальном шельфе РФ» (статьи 8, 9, 12, 22) Регулируются производство буровых работ, прокладка трубопроводов, создание искусственных островов и сооружений при заключении СРП. Все необходимые разрешения и согласования должны выдаваться до подписания СРП. II квартал 2001 года МПР, Госкомрыболовство, Минэкономразвития
Проведение работы по обеспечению принятия поправок в Налоговый кодекс, по вопросам, относящимся к СРП Включение в НК отдельной главы, отражающей систему налогообложения при выполнении СРП. Это позволит создать для инвесторов стабильные условия деятельности при выполнении таких соглашений, а также урегулировать в законодательном порядке нерешенные в настоящее время в полной мере вопросы налогообложения инвесторов, операторов соглашений, их подрядчиков и субподрядчиков и других участников соглашений. Предлагается разработка отдельной главы 53 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции», в которой будут отражены все особенности налогообложения таких соглашений. IV квартал 2000 года Минфин, МНС, Минэкономразвития, Минэнерго, МПР
Проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон «О СРП» Действующий закон «О СРП» недостаточно четко определяет порядок выбора инвестора для заключения соглашения, что вызывает трудности в практической работе. В настоящее время недропользователь, получивший право на заключение соглашения, самостоятельно подбирает финансового партнера для ведения переговоров и участия в СРП, что нередко приводит к замедлению, осложнениям и срыву переговоров, а также сроков введения СРП в действие. Необходимо предусмотреть процедуры, обеспечивающие госконтроль и регулирование этого процесса. Предлагаются поправки в части конкурсного и бесконкурсного выбора инвестора для заключения СРП, сроков проведения переговоров и заключения соглашений, госрегулирования выбора действующим недропользователем финансовых партнеров для проведения переговоров об особом учете запасов ископаемых, разведанных при реализации СРП, и другим вопросам (ст. 2 и 6) IV квартал 2000 года Минфин, МНС, Минэкономразвития, Минэнерго, МПР


План-график подготовки постановлений правительств и нормативных актов министерств по вопросам соглашения о разделе продукции (СРП)
Наименование законодательных и нормативных правовых актов Содержание документа и обоснование необходимости его принятия Сроки представления в правительство Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку и представление документов
Проект постановления правительства «Об утверждении положения о порядке подготовки, заключения, исполнения и контроля за исполнением соглашений о СРП при пользовании недрами» Детализируются и конкретизируются требования закона «О СРП» и смежного законодательства к процессу подготовки, заключения и исполнения СРП. Приводится перечень существенных условий, которые должны быть отражены в каждом соглашении, принципы проведения конкурсов на право заключения СРП, основные требования к работе комиссий по подготовке проектов соглашений, процедура подписания соглашений, а также действия представителей государства при реализации СРП. I квартал 2001 года Минэнерго, МПР, Минэкономразвития
Проект постановления правительства «Об утверждении Положения о декларировании коммерческого открытия при разработке месторождений углеводородного сырья на условиях раздела продукции» Регламентируется порядок применения установленных законодательством результатов госрегистрации запасов углеводородов. Закрепляется право инвестора самостоятельно оценивать коммерческую привлекательность открытых месторождений. Регламентируются действия сторон соглашения по признанию открытого на контрактной территории месторождения рентабельным для разработки на условиях действующего СРП. I квартал 2001 года Минэнерго, МПР, Минэкономразвития
Проект постановления правительства «О порядке включения малых месторождений полезных ископаемых в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» Необходимо определить формы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов субъектов федерации по вопросам разработки на условиях СРП участков недр с извлекаемыми запасами нефти до 25 млн т и газа до250 млрд куб. м. Проект рассматривается в связи с неоднократными обращениями органов госвласти субъектов РФ о целесообразности разработки находящихся на их территории мелких и средних месторождений углеводородов, разработка которых на условиях действующей налоговой системы нерентабельна. IV квартал 2000 года Минэнерго, МПР, Минфин, Минэкономразвития
Проект постановления правительства «О порядке и источниках финансирования подготовки СРП» Предусматривается усиление контроля со стороны государства за подготовкой и реализацией СРП. Обеспечивается материальная независимость разработчиков СРП и экспертов с российской стороны. Подготовка СРП должна осуществляться с привлечением средств субъектов РФ, на территории которых расположены месторождения полезных ископаемых, разработку которых предполагается вести на условиях СРП. II квартал 2001 года Минэкономразвития, Минэнерго, МНС, Минфин
Приказ МНС «О порядке и сроках представления документов, подтверждающих право на освобождение от НДС при реализации СРП» В соответствии со ст.170 второй части НК освобождение плательщиков от уплаты налога осуществляется при условии представления в налоговые органы заявления с ходатайством об освобождении, к которому прилагаются соответствующие документы. При этом порядок и сроки представления указанных документов в налоговые органы устанавливаются в МНС. Данный документ определит порядок, сроки представления документов, перечисленных в статье 178 второй части НК, процедуру их рассмотрения налоговыми органами и механизм контроля за соблюдением правомерности представления льготы, предусмотренной вышеуказанной статьей НК. IV квартал 2000 года МНС
Приказ МНС «Об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций при реализации СРП» Организации, осуществляющие деятельность на условиях СРП, имеют особый налоговый режим. Соответственно для целей контроля должны существовать признаки, позволяющие выделить указанные организации из общего реестра налогоплательщиков. Предлагаемый акт предусмотрит особенности учета и идентификационные признаки иностранных организаций, осуществляющих деятельность на условиях СРП. III квартал 2000 года МНС
Постановление правительства «О порядке распоряжения государственной долей прибыльной продукции, полученной по СРП» Распоряжение госдолей прибыльной продукции следует осуществлять исходя из стратегических направлений экономического и социального развития России, с учетом необходимости поддержки ТЭК, воспроизводства минерально-сырьевой базы и увеличения поступлений в федеральный бюджет. Следует определить компетенцию и порядок работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам распоряжения госдолей прибыльной продукции, полученной по СРП.   I квартал 2001 года Минэкономразвития, Минэнерго, МПР, Минфин, МНС

Елена ЗАГОРОДНЯЯ, Василий ВЕРБИН