Время новостей
     N°105, 11 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.06.2003
О дивный старый мир
Мнение О дивный старый мир Нынешний концертный сезон, как и многие другие, изобиловал ретрозвездами, преимущественно 80-х. Подавляющее большинство проходивших в Москве концертов -- это какое-нибудь «ретро», хорошо забытое старое, «главные песни» от «итальянцев», «наших» и прочих Modern Talking. Оно, конечно, глупо, смешно и «обидно за державу», у которой вкус, как у кооператора-нувориша, но речь не об этом. Спрос на «отстрелявшихся» звезд 80-х обусловлен простой рыночной ситуацией -- кому-то любопытно взглянуть на знакомых с детства Аль Бано или C.C. Catch, а концертным промоутерам их возить пока тоже выгодно, так как на огромные гонорары эти артисты разумно не претендуют, а какая-никакая аудитория здесь всегда соберется. Этот баланс спроса и предложения долго не продержится -- скоро про евродиско никто и не вспомнит. Кому-то, впрочем, такое объяснение кажется скучным и неинтересным. В ход идут сюжеты из серии «ностальгия по советскому прошлому». Расхожее мнение гласит: те, кто слушал эту музыку в 80-х, повзрослели, заработали денег и теперь хотят вернуть восхитительное время застоя, со всеми его атрибутами -- коммерсант типа «фарцовщик», жвачка типа «бубльгум» и магазин типа «Березка». Характерный пример такого рода измышлений находим в рецензии на концерт с говорящим названием «Наша родина -- СССР»: люди, дескать, «с радостью платят за то, чтобы хотя бы на час оказаться в атмосфере советской действительности, а потом выйти из нее и вернуться на купленной в кредит иномарке в свою уставленную мебелью из магазина ИКЕА уютную квартиру, где японский телевизор с диагональю двадцать девять дюймов и холодильник, набитый до отказа продуктами из ближайшего супермаркета». Рецензент наверняка исходит из личного опыта, полученного путем наблюдений за своими знакомыми, коллегами и родственниками. Пусть так -- мне трудно спорить: то, что среди моих знакомых нет фанатов 80-х, еще ни о чем не говорит. У меня нет, а у кого-то есть. А кто-то и сам такой, охотно допускаю. Как бы то ни было, но знакомые процитированного автора все-таки понимают, как минимум, что «японский телевизор диагональю 51 сантиметр», да еще купленный за ползарплаты -- это по-любому лучше, чем «Рубин», на который копили год, а потом год стояли в очереди. Пассаж из статьи другого критика огорчил меня гораздо больше: «У тех, кто в 80-е годы оканчивал школу или учился в институте, мало причин, чтобы не любить ту эпоху. Тогда большинство из них еще не успели вплотную познакомиться с особенностями советской Системы и наслаждались той жизнью, которая у них была. Тем более что о существовании другой подозревали немногие. Крушение СССР не стало для них катастрофой, а тяжелый переход к рыночной экономике в конечном счете позволил многим в той или иной степени стать успешными. Конечно, им пришлось расстаться с некоторыми иллюзиями, но поскольку эти внутренние катаклизмы случились в молодости, то прошли они относительно безболезненно». Больной вопрос -- ведь на самом деле как раз они, те, кто «безболезненно» расстался с иллюзиями, больше всего и пострадали. Как? Да очень просто -- глядя на своих образованных, но бедствующих родителей, разочаровались в образовании, в знаниях. Вместо того чтобы учиться в вузе либо овладевать настоящим ремеслом, уверовали в какую-то халяву, которая придет им «из бизнеса». Хотя понятно, что бизнес -- это и знания, и профессия, а у кого-то так вообще искусство. Может быть, смену идеологий многие мои ровесники «пережили безболезненно». Но почему-то более реальным кажется, что они «переживают» ее до сих пор -- по-прежнему сидя в «кооперативной» палатке и приторговывая соком и шоколадками. Кроме того, коллега, сдается мне, рассуждает задом наперед, подменяя причину следствием: если эти тридцатилетние сейчас успешны, значит, и «потерю иллюзий» они пережили безболезненно. Теперь о музыке. Также подменяют причину следствием апологеты евродиско: раз та музыка так востребована таким количеством народа - значит, она очень хорошая, говорят они, и рассказывают об изысканности и особом статусе исполнителей евродиско. Безусловно, многие «старички»-гастролеры были широко известны у нас в стране. Но почему они прославились тогда и помнятся некоторыми сейчас? Опять чисто технический момент: современной поп-музыки больше, она разнообразнее, поэтому за ней трудно следить. К тому же не у всех есть MTV, FM-приемники. Да и не очень-то хочется «следить», тем более что старая музыка вбивалась в головы снайперскими ударами передачи «Утренняя почта», а позднее всякими «До и после полуночи». Но даже в то время исполнители евродиско, италодиско и прочих химер занимали не столь уж модное, престижное и значительное место. Скорее, в разделе «прикладной музыки», для дискотек. Тогда, в отличие от «сейчас», у попсы было свое место, нормальное -- вечеринка. Все прекрасно понимали, что это преходяще, и не заморачивались. Да и то сказать -- хитов в жанре евродиско было совсем не много, большинство исполнителей вообще записали всего по одному, с которым потом и ассоциировались: Fancy -- это Flames Of Love, Bad Boys Blue -- это You're A Woman, Joy -- это Touch By Touch, вот, собственно, и все. Исключение -- только трудолюбивые Дитер Болен и Томас Андерс из Modern Talking: у этих штучек пять хитов наберется. Удивительно, как сейчас возможно людям продавать такой саунд, столь наивный и не тянущий даже на самой дешевой и штампованной современной аудиотехнике. Строго говоря, никак невозможно, и вообще-то нормально переиздаются только записи Modern Talking, которые в дешевом варианте делает российское отделение BMG. Остальных «звезд 80-х» нет даже на «пиратах», которые выпускают все что угодно, особенно «ностальгическое». А вам будут говорить про «социальный заказ», «ностальгическую» музыку чьей-то там молодости. Обидно, что навязывают всю эту идеологию наиболее успешной и мобильной части общества, людям 25--30 лет, нашей «новой интеллигенции», хай-тек-яппи из сферы «высокого» обслуживания (маркетинг, пиар, дизайн, инвестиции, интернет-технологии и проч.). И есть в этом -- как хотите -- тоталитарное зерно.

Александр Беляев