|
|
N°104, 10 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Истребители угрожают Москве
Профсоюз авиадиспетчеров против воздушного парада
Протест по поводу полетов истребителей над Красной площадью, запланированных на 12 июня, выразили вчера депутат Госдумы Олег Шеин и президент Федерации профсоюзов авиадиспетчеров (ФПАД) России Сергей Ковалев. День независимости в этом году власти решили отметить помимо всего прочего проходом пилотажных групп «Русские витязи» (летают на самолетах Су-27) и «Стрижи» (на МиГ-29) над столицей. Шеин и Ковалев вчера призвали отменить акцию, пока не поздно.
Лидер профсоюза, известного тем, что он примерно раз в год объявляет всероссийскую забастовку авиадиспетчеров, а в остальное время судится с властями по поводу законности этой акции, объяснил, что задуманный воздушный парад на время снизит уровень безопасности полетов во всем Московском регионе. Г-н Ковалев спрогнозировал, что даже если воздушной катастрофы в этот день и не случится, то уж задержки пассажирских рейсов в Шереметьево и Домодедово гарантированы.
Депутат Шеин указал на расходы, с которыми связано проведение аэрошоу. По его мнению, эти средства было бы целесообразнее использовать «на подготовку летного персонала, повышение его материального обеспечения». Олег Шеин работает в комитете Госдумы по труду и социальной политике. В прошлом он уже проявлял интерес к авиационной проблематике. В частности, в феврале этого года он стал одним из авторов законопроекта о внесении в Воздушный кодекс России поправок, легализующих забастовки авиадиспетчеров.
Не пожелавший назвать себя источник в пресс-службе Военно-воздушных сил России ответил критикам через Интерфакс. Демонстрационные полеты «планируются с максимальным соблюдением мер безопасности», заявил офицер. «И хотя любой подобный показ авиатехники несет элементы риска, в данном случае он практически сведен к нулю», -- добавил собеседник агентства. Он сослался на такие факторы, гарантирующие благополучный исход акции, как большой опыт задействованных пилотов и также наличие на каждом из самолетов Су-27 и МиГ-29 двух двигателей.
При проведении воздушных шоу на загородных аэродромах ключевым элементом обеспечения безопасности считается помимо хороших пилотов и моторов выполнение полетов таким образом, чтобы непосредственно под самолетом не было ни зрителей, ни сооружений. В случае отказа машины это позволяет избегнуть массовых жертв на земле.
При пролете над городом это «золотое правило» соблюсти, разумеется, нельзя. Тем не менее за рубежом воздушные парады «городского типа» практикуются. Например, так принято отмечать День взятия Бастилии (14 июля) в Париже и День независимости Индии (15 августа) в Дели. Первый парад над Красной площадью в Москве состоялся в 1933 году. В 50-е годы подобные мероприятия проводились по три раза в год: 1 мая, в День Воздушного флота 18 августа и 7 ноября. Но после 1961 года воздушные парады в столице СССР постепенно сошли на нет. Связано это было не столько с соображениями безопасности, сколько с изменением приоритетов в оборонной политике. При Хрущеве советское руководство полюбило выводить на Красную площадь межконтинентальные ракеты.
Михаил КУКУШКИН