Время новостей
     N°105, 11 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.06.2003
Укрупнение регионов или тоска по политической интриге
«Когда идея овладевает массами, она становится непобедимой», -- сказал классик. Примерно по тому же поводу моя бабушка говаривала: «Чем бы дитя не тешилось...» Собственно, в единстве и борьбе этих двух тезисов и состоит фундаментальная причина возникновения разговоров о грядущем укрупнении регионов России.

Если не считать начала процедуры объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО, никаких реальных событий и даже планов в этом направлении не наблюдается, однако фантазия участников политического процесса бурлит.

Бурлит так, будто повальное слияние всех со всеми начнется чуть ли не завтра. Третье лицо в государстве спикер Совета Федерации Сергей Миронов, человек вообще решительный, утверждает, что в стране должно остаться всего 40 (а их 89) субъектов федерации. Его более осторожные коллеги считают, что изведение 49 регионов -- это уж чересчур, и говорят о 60--70. Впрочем, лихой боец Жириновский и здесь впереди. По его словам, после окончательного объединения в стране останется 10 субъектов.

Псков объединяют с Новгородом, Белгород с Орлом... Мэр Воронежа обиделся на губернатора и пригрозил тому объединением с Липецком. Но, конечно, апофеозом укрупнения стала идея слияния Сахалинской области с Камчаткой. Интересно, те, кто это придумал, на карту смотрели? Так можно и Калининград присоединить к Санкт-Петербургу. Тоже рядом.

Отсутствие надежных источников информации предоставляет широкое поле для фантазии. При этом «укрупнители-виртуалы» на вопрос, откуда у них эта информация, закатывают глаза и сообщают, что сведения получены оттуда -- «из кремлевского источника». Многострадальный источник. Чего только из него не поступает. К примеру, автору этих строк кремлевский же источник сообщил, что вообще-то в Перми ставится лишь эксперимент, который закончится году так в 2006-м, и только по его итогам будет приниматься решение -- стоит ли вообще заниматься таким неблагодарным делом, как укрупнение. И уже сейчас понятно, что скорее всего не стоит. Если, конечно, не хотим драки на пустом месте.

Впрочем, можно возразить, что «кремлевский источник» -- существо многоголовое, сугубо противоречивое и посему за свои слова не отвечает. И если все же идеи укрупнения зародились где-то вблизи стен Кремля, то умрут или будут развиваться они не без его же помощи.

На одной из встреч со своими полпредами Владимир Путин отметил, что главную свою задачу -- приведение регионов в единое правовое поле -- полпреды выполнили. И теперь им стоит подумать над тем, какие задачи они будут решать в будущем. Некоторые злопыхатели увидели в этом знак того, что время полпредов истекло и в ближайщем будущем этот институт тихо отомрет. Однако полпреды приняли слова президента как руководство к действию.

И придумали себе задачу -- укрупнение регионов. Тем более что в административном устройстве страны существует реальная проблема так называемых «матрешечных субъектов». Автономные округа, с одной стороны, входят в состав областей и краев, с другой -- являются полноправными субъектами федерации. Эта двойственность создает почву для постоянных административных конфликтов. Хантымансийцы и Ямал воюют с Тюменью, Архангельск строит козни ненцам, а противостояние между Красноярском и Таймыром разрешилось лишь после вмешательства Владимира Путина.

Однако разрешение таких региональных конфликтов -- задача для больших политиков мелковатая. Куда интереснее организовать процесс тотального укрупнения. Однако здесь есть маленькая проблема -- Владимир Путин. Президент не только не ставил задачи укрупнения регионов, но даже пару раз выражал сомнения в необходимости этого.

И тем не менее, как сказал один крупный чиновник, близкий, как бы это помягче выразиться, к месту возникновения планов по укрупнению, «Кремлю нет резона опровергать перспективы укрупнения -- в преддверии парламентских выборов такая страшилка для губернаторов весьма полезна». Может, и так. Не понимает губернатор, в чью пользу правильно использовать административный ресурс, так его и припугнуть можно. «Мол, смотри... выборы пройдут... укрупним... была губерния и нету...»

Если же абстрагироваться от конспирологии и поговорить о существе вопроса, то следует отметить, что аргументы сторонников тотального укрупнения, мягко говоря, не впечатляют. По сути, этих аргументов два. Согласно первому, в случае сокращения числа субъектов федерации сократится и число чиновников. Но это вряд ли. Например, уже готовые отказаться от самостоятельности коми-пермяки выговорили себе сохранение автономии (и, соответственно, руководящего аппарата). Кроме того, часть чиновников переедет на работу в Пермь, где, соответственно, тоже будет создана специальная структура по работе с примкнувшим округом. Можно возразить, что такие льготы даются поначалу, а когда дело поставят на поток, то и с чиновным людом будут обходиться строже. Но, как заметил один из руководителей администрации президента, «опыт показывает, что любая перестройка аппарата приводит к его увеличению, и почему укрупнение должно стать исключением, совершенно непонятно».

Второй аргумент сторонников укрупнения звучит почти по Пруткову: «Ежели где-нибудь убудет, то в другом месте непременно присовокупится». То есть если к богатому региону присоединить бедный, то богатый не обеднеет, а бедному прибавится.

Однако в свое время именно бедные регионы настаивали на самостоятельности. Федеральные трансферты худо-бедно, не в срок, но приходят, а даже в довольно обеспеченных регионах (Красноярский край тому пример) есть районы, где просто забыли, как выглядят деньги.

Не меньше сомнений вызывает и сама возможность осуществления укрупнения в сжатые сроки. Согласно действующей Конституции объединение субъектов федерации -- акт сугубо добровольный. Сначала решение об этом должны принять региональные законодатели, затем объединяющиеся должны провести референдумы и только после того, как большинство населения проголосует за слияние, можно начинать объединительные процедуры. Понятно, что бедные регионы кормятся трансфертами, и буде случится на то воля президента, склонить их к добровольному присоединению к богатому соседу можно. Так, кстати сказать, и случилось с Коми-Пермяцким округом: одним пообещали одно, другим -- другое, всем вместе пригрозили урезать трансферты -- вот и вышло добровольное объединение.

Но как лишать самостоятельности богатые регионы? Ну вот, к примеру, в рамках изничтожения «матрешечных субъектов» предлагается прекратить существование двух регионов-доноров -- Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого АО. Богатеющие на нефти и газе округа ни в коем случае сливаться не хотят. Один из чиновников автономного округа даже пояснил автору, что в случае политического давления они не будут оказывать открытого сопротивления. «Все эти процедуры, -- сказал он, -- дело долгое, а если постараться, то и очень долгое. До 2005 года нас укрупнять точно не начнут, пару лет продержимся. А там новые выборы, всем не до того станет...» Заочно полемизируя с ним, один из сторонников объединения заявил, что ради такого благого дела можно и Конституцию поправить. Однако гарант Конституции у нас, как известно, президент. А он уже неоднократно говорил, что Конституцию менять не намерен. Недавно, видимо для особо непонятливых, сказал уж совсем жестко: «Может быть, Конституцию будут менять. Но делать это будут без меня».

То есть получается, что начать процесс укрупнения регионов в долженствующем масштабе как минимум до 2008 года нет никакой возможности. А поговорить можно...

Владимир ШПАК