Московские власти в очередной раз попытались решить транспортную проблему мегаполиса за счет автомобилистов. Несмотря на то что эвакуаторы и штрафстоянки уже однажды были отменены и запрещены решением Верховного суда и прокуратуры, Юрий Лужков с упорством, достойным лучшего применения, на днях вновь подписал постановление правительства Москвы о принудительной эвакуации транспортных средств с улиц города.
Постановление «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку и хранения» предусматривает эвакуацию автомобиля на «специализированную стоянку» в случае отсутствия у водителя документов на управления транспортным средством, нарушения им правил остановки и стоянки, а также в случае, если водитель нетрезв или отказывается от медицинского освидетельствования. Как и прежде, принудительную эвакуацию и стоянку должен оплачивать сам водитель, причем, в соответствии с постановлением, о местонахождении своей машины он узнает лишь в момент вручения протокола об административном правонарушении (хотя почасовая оплата взимается с момента помещения его машины на спецстоянку). Можно не сомневаться, что на таких условиях работники ГУВД не будут слишком торопиться с поиском владельцев эвакуированных автомобилей. О том, куда пойдут средства за принудительную стоянку, собранные с автомобилистов, также написано в постановлении: мэр дает указание ГУВД Москвы заключить договор об охране эвакуированных транспортных средств с Государственным унитарным предприятием гаражно-технического обслуживания г. Москвы.
Впрочем, если рядовых московских автомобилистов поступок г-на Лужков расстроил, то правозащитники всех мастей восприняли постановление столичного правительства
с большим энтузиазмом. Комментируя решение мэрии, вице-председатель Движения автомобилистов России (ДАР) Леонид Ольшанский заявил, что постановление мэра Москвы грубо нарушает федеральные законы, так как вторгается в предметы ведения Российской Федерации. Кроме того, новый КоАП категорически запрещает эвакуацию транспортного средства за нарушения правил остановки и стоянки, равно как и за нарушение правил пользования муниципальными и коммерческими парковками. Более того, новый кодекс карает применение блокираторов и эвакуаторов штрафом в 20 МРОТ и предусматривает обязательную конфискацию подобных машин и механизмов. В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» г-н Ольшанский пообещал, что ДАР обязательно оспорит постановление московского правительства в суде. Более того, ДАР, по его словам, намерен провоцировать эвакуации, «расставляя в неположенных местах «горбатые» «Запорожцы», чтобы добиться конфискации всех московских эвакуаторов. Г-н Ольшанский не исключил использования в этих целях и тяжелой техники, которую будет довольно сложно сдвинуть с места.
Если учесть, что в условиях приближающихся выборов очень многие политические деятели захотят повысить свой рейтинг, защищая права автомобилистов, а многочисленные недоброжелатели Юрия Лужкова не упустят случая воспользоваться промахом градоначальника, можно предположить, что постановление мэра не решит, а усугубит транспортные проблемы Москвы. Ведь помимо автомобилей не слишком дисциплинированных водителей на улицах столицы появятся вызывающе запаркованные «приманки» для городских властей.