|
|
N°104, 10 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"США не нужны низкие цены на нефть"
Окончание. Начало на стр. 1
-- А что же будет происходить лет через десять с нефтью?
-- Картина будет меняться. Иракская добыча и экспорт начнут расти, цена волей-неволей пойдет вниз, даже американцы ее не удержат. Да и к тому времени американские компании уже окупят затраты. Прибыль при низкой себестоимости иракской нефти они все равно продолжат получать и при низких ценах. В этой связи я твердо уверен, что американская оккупация Ирака напрямую вредит интересам России. Цены на нефть и газ упадут, и Россия лишится доходов. Российское топливо утратит значимость как стратегически надежный источник поставок. Сами американцы будут экспортировать нефть из Ирака -- куда уж безопаснее. Причем реконструируют для этого старую трубу с севера Ирака до израильского порта Хайфа, а оттуда уже через Средиземное море будут поставлять и в Европу, и куда угодно. Не говоря уже о том, что Россия явно потеряет в Ираке большинство подписанных контрактов. Вообще, конечно, это никакое не освобождение Ирака, в это могут верить только глупцы, а чистая оккупация. Да, режим Саддама был плохим, но ничто не оправдывает такое вторжение в суверенное государство.
-- Разве в стратегическом плане Россия не один из самых спокойных экспортеров нефти, в том числе и в перспективе -- для США?
-- Россия всего лишь один из источников топлива. У вице-президента США Дика Чейни есть центр, занимающийся энергетическими исследованиями. По его данным, в плане поставок топлива среди альтернативных Персидскому заливу источников важны Россия, Каспийский бассейн, побережье Западной Африки, ряд стран Латинской Америки, Мексиканский залив в самих США. И битуминозные пески Канады, из которых может добываться нефть. Россия расположена все-таки далеко от США, транспортировка ее нефти коммерчески невыгодна. Кстати, за идеей экспорта российской нефти в США стоят израильтяне и еврейское лобби. Они только и мечтают, чтобы переориентировать американских потребителей топлива с Саудовской Аравии, крупнейшего экспортера в мире, на другие источники. Тот же бывший премьер Израиля Нетаньяху (нынешний министр финансов. -- Ред.) об этом говорил неоднократно.
-- Американцы смогут избавиться от саудовской зависимости?
-- Трудно сказать. Но для этого им уже не особенно нужна Россия. Скорее Ирак.
-- Разве не правы те, кто предлагает США порвать с зависимостью от Персидского залива? Это нестабильный регион.
-- Да. Сплошные войны. Тот же Саддам воевал с Ираном, с Кувейтом. Это влияло на нефтяные поставки. Есть проблемы между другими государствами. У Ирана и Эмиратов, например, территориальный спор из-за островов.
-- А терроризм? Те же израильтяне считают, что нефтяные богатства Персидского залива являются финансовой подпиткой террора и даже одной из его причин.
-- Нет. У терроризма много причин, в основном религиозные заблуждения. Для борьбы с такими заблуждениями Саудовской Аравии необходимы политические и экономические реформы. Власти борются с терроризмом, но для эффективности такой борьбы нужно изменение общей атмосферы в стране. Внутри королевской семьи идея реформ крепнет, так что это возможно. А нефть ни при чем. Еще и нефти-то в Аравии не было, а террористы появлялись и тогда. Хотя в нефтяной отрасли Саудовской Аравии тоже надо провести реформы. Министерство нефти и национальная компания «Арамко» считают, что у них достаточно ресурсов, чтобы не приглашать иностранные компании для работы. Но это узкий взгляд. Да, ресурсов достаточно. Но есть не только экономика, но и политика. Посмотрите, верхушка королевской семьи, тот же наследный принц Абдалла, еще пять лет назад пригласил американские компании в Саудовскую Аравию для работы на газовых и нефтяных месторождениях. Но началась внутренняя борьба, и до сих пор ведущие западные компании не могут договориться с саудовским министерством нефти. А ведь открываться внешнему миру необходимо.
-- Если в течение десяти лет цена на нефть будет разумной, то какой она станет потом?
-- 47% всей закупаемой американцами нефти идет на бензин и дизельное топливо. Сейчас американцы тратят миллиарды на исследования, позволяющие создать транспорт на экологически чистом водородном двигателе. Тогда лет через десять потребность транспорта в бензине снизится. Не только в США. В Европе уже происходит снижение потребления нефти. Цены тогда рухнут, хотя трудно предсказать, какими они будут. Но нефтяной век неизбежно завершится. Единственный регион, на кого надежда, -- это Азия. Но там нестабильно. И там, пожалуй, единственное государство, где ожидается экономический рост и увеличение энергопотребления, -- это Китай. Вот куда надо стремиться экспортерам нефти.
Беседовала Елена СУПОНИНА, Лондон--Москва