|
|
N°104, 10 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ржавое ядро промышленности
Правительство определит, как спасать отечественное машиностроение
Сегодня правительство рассмотрит комплекс мер по развитию отечественного машиностроения. Как убеждены разработчики из Минпромнауки, предлагаемые меры приведут к двукратному увеличению выпуска современной машиностроительной продукции к 2010 году. Для этого, согласно представленным министерством разработкам, рост темпов производства в отрасли должен составлять не менее 7--8% в год. Задача амбициозная, учитывая, что с конца 2001-го и в 2002 году рост производства в машиностроении замедлился. Если в конце 90-х годов его темпы составляли более 17%, то по итогам первых месяцев примерно 5%.
Вплотную заняться машиностроением Минпромнауки вынуждает нынешняя ситуация в отрасли -- определяющей для всей промышленности. Как заявил корреспонденту газеты «Время новостей» замруководителя департамента промышленной и инновационной политики в машиностроении министерства Андрей Сморгонский, «машиностроение сегодня -- это изношенность оборудования, нехватка оборотных средств и инвестиций». По его словам, 65% оборудования работает по 15--20 лет. Именно это порождает замкнутый круг проблем: работа на старом оборудовании не позволяет выпускать качественную конкурентоспособную продукцию, что приводит к низкому спросу, а следовательно, к нехватке средств на обновление оборудования. Страдает, впрочем, не только машиностроительная отрасль. «Машиностроение -- технологическое ядро всей промышленности. Без его развития невозможно модернизировать другие отрасли», -- говорит г-н Сморгонский. Разорвать замкнутый круг Минпромнауки предлагает за счет ряда мер -- от изменений в законодательстве до предоставления отсрочки от призыва для работников машиностроительных предприятий, имеющих оборонный заказ. Однако главные надежды связаны с естественными монополиями. В министерстве хотят, чтобы они поменьше смотрели на Запад, а покупали отечественную машиностроительную продукцию. Причем акцент предполагается сделать, как говорит г-н Сморгонский, на разработке планов длительного стратегического партнерства, чтобы была возможность направлять часть поступающих от монополий средств на научные разработки.
Впрочем, как это стало уже привычно, документ, который будет рассматривать правительство, сильно отличается от одобренного на коллегии Минпромнауки в апреле. По мнению близкого к Минпромнауки источника, в аппарате правительства считают, что машиностроение не та сфера, под которую надо подстраивать налоговую систему, реформирование которой и без того продвигается с трудом. В итоге конкретика из концепции исчезла, например предложения по изменению налоговой системы -- возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль, снижение до 10% НДС на продукцию обрабатывающих отраслей промышленности.
Ситуацию в машиностроении газете «Время новостей» прокомментировал президент промышленной группы «Ланрусинвест» Владимир Кишенин:
-- Без налоговых послаблений о повышении инвестиционной привлекательности отрасли можно забыть. Правительству надо предусмотреть возможность предоставления машиностроительным предприятиям льготы по налогу на имущество на период становления и развития. Сейчас зачастую стоимость основных фондов предприятий занижается, чтобы уменьшить налоговую нагрузку. Это в свою очередь приводит к тому, что банки не предоставляют льготные кредиты для развития. В результате рентабельность в машиностроении до сих пор не может превысить отметку в 10--12%.
Михаил ВОРОБЬЕВ