|
|
N°104, 10 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слабое звено
Политики и политологи обсуждают судьбу кабинета министров
Известные политологи собрались вчера на очередное заседание клуба «Открытый форум», чтобы обсудить вопросы взаимоотношений правительства, президента и Думы. В основном речи выступавших касались вотума недоверия правительству, который, как ожидается, думские фракции «Яблоко» и КПРФ должны сегодня внести на рассмотрение палаты. По общему мнению, кабинет министров доживает последний год.
Председатель партии «Яблоко» Григорий Явлинский обосновал присутствующим свое предложение по выражению недоверия правительству: «Суд, парламент, выборы, СМИ зависят от исполнительной власти. А власть целиком зависит от бизнеса. Слияние бизнеса и власти завершилось окончательно. Это вам какую систему напоминает? Да ту, которая была. Сейчас все понимают, что правительство сменится после президентских выборов. Даже сам Касьянов об этом говорит. Правительство уже начинает собирать чемоданы. Вы представляете, что оно кладет в эти чемоданы? На сегодняшний день по Конституции вотум -- единственный способ выразить отношение не только к правительству и его персоналиям, но и к экономической политике, внутренней политике в целом. Особенность вотума состоит в том, что он повысит ответственность правительства».
Дальше политологи стали давать оценки перспективам вотума недоверия -- как для правительства, так и для «Яблока». Президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов отметил, что идея вотума может стать серьезным фактором, если она понравится президентской администрации. Но, по мнению политолога, до выборов президент будет использовать кабинет министров в качестве объекта выпускания пара общественного и партийного недовольства.
Первый заместитель директора Центра политических технологий Борис Макаренко решил защитить партию «Яблоко» от нападок недоброжелателей. «Да, вотум -- это политический пиар, но я не вижу здесь ничего негативного. А что еще делать таким партиям, как «Яблоко»? Постановка вопроса о вотуме заставит другие партии заявить о поддержке правительства. Ведь если они не поднимут голос за вотум, это будет означать, что они поддерживают правительство Михаила Михайловича Касьянова. «Единая Россия» начнет обвинять «Яблоко» в демагогии. Но «Яблоко» сможет на это ответить: вы хотите формировать ответственное правительство, вот и формируйте.
Высказался по поводу обвинений в адрес партии и Григорий Явлинский. Кроме того, лидер «Яблока» ответил сразу всем недоброжелателям, упрекающим его партию в популизме и предвыборном пиаре. «Обвинять политика в политическом пиаре -- это все равно, что говорить писателю: «Зачем ты пишешь книги, которые читают? Как тебе не стыдно?»
Директор Центра политических технологий Игорь Бунин поделился с коллегами своими соображениями не столько о вреде вотума для правительства, сколько о его пользе для «Яблока»: «Основная критика инициативы «Яблока» звучит из-за союза этой партии с КПРФ. Но некий страх перед компартией, который был в 90-х годах, уже ушел. У избирателей «Яблока» отсутствует антикоммунизм, свойственный избирателям СПС. По ядру «Яблока» союз с компартией не ударит. Возможно даже приобретение новых избирателей, ориентированных на социальный либерализм. Постановка вопроса о вотуме также является для «Яблока» шансом показать себя реальной силой. Кроме того, между «Яблоком» и президентом появляется некая связь: президент и сам подумывает о том, как бы сменить правительство, и «Яблоко» добавляет ему аргументов».
После этого политологи снова вернулись к теме реорганизации кабинета министров и повышения его эффективности. Директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская сообщила коллегам: «У нас есть два правительства: правительство премьера и правительство президента. В подчинении у Путина находится 18 силовых ведомств, которые переподчинил в пору своего президентства еще Борис Ельцин. В подчинении Касьянова 40 ведомств, в основном это экономический блок. Сейчас центр правительства сместился в сторону людей в погонах в широком смысле. Экономика оттуда ушла. На мой взгляд, для повышения эффективности кабинета правительства нужно вернуть экономику с обочины в центр политической жизни». -- «Было ясно с самого начала, что этот кабинет министров работать не будет, поскольку он формировался по принципу Ноева ковчега, -- отметил заместитель директора Центра политической конъюнктуры Константин Симонов. -- Есть там и люди «семьи», и «питерские», и нефтяники, и аграрии. Кабинет раздираем противоречиями. А перед выборами многие члены правительства вообще перестали работать. Но все понимают, что президент вряд ли будет выгонять правительство Касьянова сейчас. Если он после трех лет стабильности вдруг признает, что ошибся в правительстве, это на выборах не пойдет ему на пользу».
Сопредседатель партии «Союз правых сил» Ирина Хакамада высказалась за усиление президентской вертикали. По ее мнению, партии «Яблоко», СПС и «Единая Россия» должны разработать единый проект реформы исполнительной власти, реализацию которого стоит возглавить президенту. Тогда, по мнению Хакамады, «станет ясно, кто за что отвечает». В этом ее поддержал и член политсовета партии «Либеральная Россия» Юрий Нисневич: «Сделать исполнительную власть исполнительной властью можно только в том случае, если ее возглавит президент страны».
Подводя итоги, президент фонда «Экспертиза» Марк Урнов, председательствующий на заседании, отметил, что «путинская стабилизация обнажила глубинные дефекты в структуре государственной власти, которые не были заметны в хаосе принятия Конституции и последующих лет Ельцинского правления. Но экономический стержень правительства гасят лоббистские игры, в результате чего оно мелкими шажками передвигается на фоне очень благоприятной конъюнктуры на рынке природных ресурсов».
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА