Время новостей
     N°104, 10 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.06.2003
Россия сбивает мечту террористов
Зато мы делаем ракеты
Экспорт и импорт переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) должен быть взят под жесткий контроль. Такое решение приняли вчера на саммите в Казахстане министры обороны СНГ. Был утвержден и алгоритм взаимного информирования о такого рода сделках.

Россия, выступившая инициатором этого обсуждения, таким образом поддержала лидеров «восьмерки», поднявших на недавнем саммите в Эвиане эту проблему на государственный уровень. Мировые державы весьма обеспокоены распространением этого небольшого по габаритам, но очень эффективного вида вооружений, который уже давно оценили по достоинству не только кадровые военные, но и террористы.

Впрочем, наша страна одной из первых вынуждена была признать опасность собственных «Игл» и «Стрел», попадавших в руки бандформирований. После серии катастроф летательных аппаратов в Чечне министр обороны России Сергей Иванов в ноябре 2002 года попросил все республики бывшего СССР (и особенно страны Балтии) провести ревизию находящихся у них ПЗРК. Предполагается, что именно из переносной установки 19 августа прошлого года в Чечне был сбит Ми-26 (погибли 118 человек). На месте падения Ми-24 в горном районе Чечни 31 августа прошлого года также обнаружены фрагменты ПЗРК. 29 октября и 3 ноября под Ханкалой от «Игл» сгорели два Ми-8. По данным российской военной прокуратуры, по сериям и партиям ракет можно судить, что в 80-х годах они были направлены в Прикарпатский и Закавказский военные округа. При этом командование объединенной группировки войск говорило о пропаже с военных складов в Грузии 140-150 ПЗРК. Однако о результатах, которые дало сличение заводских номеров, ничего не известно. Уследить за движением многочисленных партий этого товара нелегко. По словам главного конструктора Конструкторского бюро машиностроения (КБМ) Николая Гущина, российские ПЗРК сегодня поставляются в более чем 30 стран.

Эволюция этого оружия шла стремительными темпами. Боевое крещение наши ПЗРК получили в 1969 году в Египте. За один день десятью пусками были сбиты 6 израильских «Фантомов». ПЗРК воевали в Анголе, Чаде, Никарагуа, Афганистане и многих других горячих точках. Во время «Бури в пустыне» советскими системами было сбито около 10 самолетов США и НАТО. Сегодня по техническим характеристикам относительно недорогие ПЗРК приблизились к дорогостоящим «колесным» зенитным ракетным комплексам малой дальности. С помощью опорно-пусковой установки «Джигит» ПЗРК могут теперь стрелять залпом, а комплект аппаратуры «Стрелец» позволяет управлять пуском дистанционно.

Прогресс ПЗРК не остался без внимания международного криминала. Например, комплекс «Стрела» довольно эффективно применялся колумбийскими наркокартелями против транспортных американских «Ирокезов» с десантом на борту. Сейчас ПЗРК интересуются и исламские террористы, изучившие возможности комплексов в Афганистане. Недавно там американцы нашли 8 комплексов «Стрела-2» (по западной классификации -- SA-7 Grail). Из «Стрелы» же в Кении в прошлом году был обстрелян израильский самолет с 300 пассажирами на борту. Откуда взялась эта «Стрела», до сих пор неизвестно.

Как пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» офицер ПВО сухопутных войск, на вооружении которых официально состоят ПЗРК, интерес террористов к этому виду вооружений объясняется еще и тем, что мало-мальски грамотному человеку несложно разобраться в хитростях пуска, прочитав короткую инструкцию на корпусе комплекса. Такую же, как, например, на междугороднем телефоне-автомате. ПЗРК легко сбивают самолеты, включая сверхзвуковые, вертолеты, малоразмерные беспилотные шары и даже крылатые ракеты. Работают комплексы по принципу «выстрелил -- забыл». Головка самонаведения работает в оптическом и инфракрасном диапазоне. Ракета отклоняется от наиболее нагретых частей цели, чтобы попасть в особенно уязвимый центр. Безопасность стрелка обеспечена тем, что ракету выбрасывает газодинамический двигатель, а маршевый твердотопливный запускается на удалении нескольких метров. К тому же взрыватель не сработает до того, как ракета пролетит хотя бы 80 метров. В случае промаха ракета самоликвидируется. Герметичный контейнер позволяет хранить комплексы более 10 лет без технического обслуживания.

Примечательно, что, согласившись с необходимостью жесткого контроля за распространением ПЗРК, Россия продолжает совершенствовать это оружие. На вооружение российской армии уже начал поступать комплекс «Игла-С» (Игла-Супер). Дальность его действия увеличена до 6 км, повышена мощность головной части, установлен лазерный взрыватель, ракета лучше преодолевает помехозащиту. Главный конструктор КБМ Николай Гущин рассчитывает на быстрое продвижение этого ПЗРК на мировой рынок вооружений. Стоимость комплекса -- более 100 тыс. долларов.Зато мы делаем ракеты

ПЗРК «Игла» имеет массу 10,8 кг, длину -- 1,55 м, калибр -- 70 мм. Вес боевой части -- 1,17 кг, скорость полета -- 570 м/с. Поражает цели дальности 5,2 км. При этом скорость воздушной цели до 320 м/с на встречном курсе и 360 м/с вдогон. Вес комплекса -- 16,5 кг. Переводится из походного положения в боевое за 13 секунд. Усовершенствованная «Игла-1» по боевой эффективности превосходит «Стингер» на 20%.

Кроме России, ПЗРК производят США («Stinger» -- «Жалящее насекомое», ими сбито во время афганской войны 167 советских летательных аппаратов), Китай (аналог нашей «Стрелы» -- HN-5), Южная Корея (K-PSAM), Франция (Мистраль»), Великобритания («Статсрейк»).

Николай ПОРОСКОВ