|
|
N°103, 09 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По причине различия интересов
Минюст считает, что процесс создания единого правового пространства идет медленно
Правовое пространство страны постоянно совершенствуется, но проблемы, несмотря на позитивные перемены, остаются. Обсуждение ситуации в Приволжском федеральном округе стало главной темой совещания руководителей территориальных органов Министерства юстиции России, проходившего в конце недели в Саратове. На совещании заместитель министра юстиции России Евгений Сидоренко рассказал об основных нарушениях органов власти округа в законотворческой работе. По его словам, на территории ПФО сейчас действует 490 незаконных актов, что составляет 21% от общего числа незаконных актов в России. Самым распространенным нарушением законодательства в Башкирии, Мордовии, Татарстане является присвоение регионами полномочий федеральных органов по разрешению видов деятельности. Незаконным установлением налоговых льгот, по данным Минюста, чаще других злоупотребляют Марий Эл, Чувашия и Удмуртия. Нарушения в ограничении оборота товаров на рынке выявлены в Нижегородской области, Чувашии, Башкирии, Кировской области. Впрочем, несоблюдением экономического законодательства дело не ограничивается. В Мордовии, Чувашии и Самарской области нарушаются и государственно-правовые нормы в законодательстве о выборах и референдумах.
Сложившаяся ситуация является, по единодушному мнению юристов, следствием дисбаланса федеральных и региональных интересов. Дело в том, что законодательные инициативы субъектов Российской Федерации зачастую остаются невостребованными на федеральном уровне, а ряд субъектов федерации в свою очередь уклоняется от издания необходимых актов по вопросам, которые находятся в компетенции только региона.
Г-н Сидоренко отметил, что 70% законопроектов, внесенных субъектами в порядке реализации права законодательной инициативы, отклонено Госдумой, Советом Федерации и президентом. Дело в том, что федеральное законодательство развивается медленнее, чем региональное, и не учитывает конкретных особенностей субъектов федерации. Поэтому в идеале региональный закон должен соответствовать федеральному, а федеральный -- тем реалиям, которые отражает законодательство субъектов федерации. В ПФО положительные сдвиги уже есть -- территориальные органы Министерства юстиции принимают здесь по сравнению с другими федеральными округами более активное участие в рабочих группах при разработке проектов законов. А органами власти субъектов ПФО учитывается около половины замечаний, высказываемых по законопроектам органами юстиции, а это, по мнению г-на Сидоренко, очень хороший результат.
Анна САЛЯХОВА, Саратов