Время новостей
     N°103, 09 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.06.2003
Продюсер -- государство
Лично у меня сочетание слов «Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства» вызывает оторопь и даже прямо-таки какой-то священный трепет. И не только потому, что, как явствует из названия награды, литература -- не искусство, хоть и принадлежит с ним к одной загадочной «области». Ни разу не приходилось читать о присуждении Государственной премии США, скажем, братьям Энди и Ларри Вачовски за точное и емкое отображение иллюзорности современной жизни в кинолентах «Матрица» и «Матрица: перезагрузка». Наверное, потому, что там успех, слава, внимание со стороны СМИ и обычные, негосударственные премии и награды -- это и есть настоящее признание, которое не требует никакого подтверждения свыше. У нас же дистанция между властью и этой самой «областью» настолько велика, что власть ощущает своим долгом время от времени напоминать себе и всем остальным, что искусство с примкнувшей литературой все-таки существуют на свете. В лучшем случае напоминания эти сводятся к признанию очевидного, в худшем -- приводят к необъяснимым промахам, о которых, уверен, мои коллеги немало написали на этой же странице.

Впрочем, с «областью киноискусства» -- история особенная. В ситуации заведомой убыточности российского кинематографа главным и, по сути, единственным продюсером в наше стране является государство, которое готово тратить толику бюджета на поддержание, укрепление и пропаганду важнейшего из. Так что кино у нас -- дело государственное, в смысле государственной важности, и снятое на государственные деньги. Поэтому и отношения между властью и «областью» в данном случае не такие загадочно-византийские, а куда более понятные, приземленные и конкретные. Скажем, выделили из госбюджета 13 млн долларов на «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова, так потом добавим еще 3000 минимальных зарплат (сумма Госпремии): свои люди -- не жалко. Снял Александр Сокуров своего «Тельца» при участии Госкино -- и его отметим премией. В этом же духе выдержаны и решения этого года.

«Звезда» Николая Лебедева -- вообще идеальный кандидат для награждения. Патриотическая военная тема, неплохой профессиональный уровень молодого режиссера, прекрасные работы молодых актеров, музыка Рыбникова и твердая продюсерская рука Карена Шахназарова. Деньги (в прессе писали, что бюджет составил 1,5 млн долларов; честно говоря, не верится -- скорее всего, это номинальная цифра, не учитывающая общий вклад «Мосфильма» в создание картины), разумеется, государственные: около 40 процентов -- из госбюджета, остальное -- из средств «Мосфильма», который, не забудем, тоже является государственным предприятием. Вот и давайте похвалим сами себя за то, как умело распорядились госсредствами и знаменитым мосфильмовским парком военной техники.

По традиции, рядом с масштабным кинопроектом награждают и скромный теле- и документальный фильм, о существовании которого знают зачастую только профессионалы. На этот раз кандидат также подобран удачный: призер многочисленных фестивалей документального кино «Быкобой» режиссера Свердловской Государственной (sic!) телерадиокомпании Анатолия Балуева -- о горожанине, который возвращается в свою родную коми-пермяцкую деревню.

Словом, именно в «области киноискусства» решения о присуждении Госпремии вызывают меньше всего возражений. Государство награждает своих служащих за «успешно проделанную работу». Что может быть естественнее? Кстати, именно эту функцию имеют разнообразные государственные и президентские награды в той же Америке: ими отмечают старательных «работников бюджетной сферы» -- учителей, врачей, медсестер, ученых... Нужное и правильное дело. А про область искусства рекомендую забыть.

Алексей МЕДВЕДЕВ