|
|
N°103, 09 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Интеграция за закрытыми дверями
Обсуждение стратегических вопросов Москва и Минск держат в секрете
Экономическая интеграция России и Белоруссии остается одним из наиболее загадочных аспектов двусторонних отношений. О том, что происходит на двусторонних российско-белорусских переговорах, как правило, можно только догадываться. Иллюстрацией стал визит в Минск вице-премьера России Алексея Кудрина и главы Центробанка Сергея Игнатьева.
В официальных комментариях по итогам визита было слишком мало конкретного. «Проект соглашения о введении российского рубля с 1 января 2005 года согласован», -- заявил Алексей Кудрин. Впрочем, согласование пока произошло на экспертном уровне. По словам Кудрина, необходима разработка еще двух документов в развитие проекта соглашения. Алексей Кудрин подчеркнул: «После их подписания можно будет говорить о готовности полного пакета документов, которые вступят в действие с 1 января 2005 года и обеспечат введение российского рубля на территории двух государств».
Из слов российского вице-премьера сложно сделать вывод о том, решился ли во время переговоров вопрос о создании единого эмиссионного центра. Москва и Минск уже много лет не могут прийти к соглашению по этому вопросу. Как известно, российская сторона настаивает на том, чтобы единый эмиссионный центр находился в Москве. В Минске не хотят терять контроль над эмиссией и настаивают на том, чтобы право печатать деньги было сохранено и за белорусским Нацбанком. Из официальных комментариев не ясно, был ли решен этот вопрос.
Следует отметить, что, согласно первоначальному плану, 7 июня в Минске должно было состояться очередное заседание рабочей группы по подготовке предложений о создании единого эмиссионного центра. Накануне заседания уровень мероприятия был повышен. Александру Лукашенко позвонил Владимир Путин, и во время телефонного разговора было решено, что в Минск приедут Алексей Кудрин и Сергей Игнатьев и встретятся с белорусским президентом. Похоже, российский президент просто захотел ускорить переговоры о переходе на единую валюту.
Надо сказать, что российско-белорусские экономические договоренности выполняются крайне медленно. Например, вопрос о приватизации предприятий нефтехимического комплекса обсуждался около двух лет. В конечном итоге конкурсы все же были назначены на начало июня. Однако условия покупки пакетов акций, поставленные белорусской стороной, были настолько жесткими, что на участие в конкурсах не было подано ни одной заявки.
Непонятной остается ситуация и с приватизацией «Белтрансгаза». Согласно существующим договоренностям, акционирование этого газотранспортного предприятия должно состояться к 1 июля. На сегодняшний день из комментариев чиновников крайне сложно сделать вывод о том, как ведется подготовка к приватизации предприятия и состоится ли продажа его акций в запланированные сроки. Кстати, ситуация с «Белтрансгазом» также обсуждалась во время телефонного разговора Лукашенко и Путина.
Очевидно, что в последние годы Москву экономическое сотрудничество с Белоруссией интересует гораздо больше, чем политическое. Большинство белорусских независимых экспертов сходятся в том, что Россия хочет получить контроль над белорусской экономикой. Об этом свидетельствуют постоянные напоминания Москвы о необходимости создания единого эмиссионного центра и намерение российских компаний участвовать в приватизации нефтеперерабатывающих и газотранспортных предприятий. В свою очередь, белорусские власти не заинтересованы в том, чтобы терять контроль над экономикой. Впрочем, все эти выводы можно сделать лишь путем умозаключений. Наиболее важные вопросы стороны обсуждают кулуарно. Возможно, что-то станет понятно после переговоров Лукашенко и Путина во время очередного заседания высшего госсовета. Ожидается, что заседание пройдет в скором времени, однако дата пока не назначена.
Наталья ВИКТОРОВА, Минск