Любая неосторожная подпись по соседству с автографом президента Туркмении Сапармурата Ниязова чревата серьезной головной болью -- в этом все больше и больше убеждаются российские власти. Очевидно, что подписанные недавно Владимиром Путиным и Сапармуратом Ниязовым два важнейших межгосударственных документа -- об отмене соглашения о двойном гражданстве и о сотрудничестве в газовой сфере -- нисколько не устраивают Москву. При этом Кремль пока явно не готов идти на открытый конфликт с Ашхабадом и ищет возможности урегулировать возникающие проблемы дипломатическим путем.
Для решения проблемы с разрывом соглашения о двойном гражданстве МИД России откомандировал в Ашхабад директора департамента консульской службы Владимира Котенева, который уже
вернулся в Москву ни с чем.
Для того чтобы выбраться из газового тупика, похоже, требуется личное участие президента России Владимира Путина. Подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере между Россией и Туркменией оставило много вопросов. Преподносившийся как «огромный прорыв» (именно так его назвал председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, готовивший соглашение к подписанию главами государств), документ по прошествии некоторого времени находит все больше и больше критиков в Москве. Это и понятно: по мере того как политическая составляющая заключения 25-летнего контракта уходит в тень, все более очевидным становится тот факт, что России придется покупать туркменский газ на очень невыгодных условиях. По разным оценкам, «Газпром» в соответствии с взятыми на себя обязательствами переплатит несколько сотен миллионов долларов.
Одним из достоинств газового соглашения чиновники и эксперты указывали тот факт, что со временем «Газпром» вытеснил бы из Туркмении много лет работавшую с Туркменбаши корпорацию «Итера». С учетом «политического прошлого» этой компании такая перспектива выглядела вполне привлекательной. Однако в новых условиях опыт «Итеры» понадобился Кремлю. В прошедшую пятницу председателя совета директоров компании принял Владимир Путин. В официальном сообщении пресс-службы Кремля говорится, что г-н Макаров информировал президента страны о планах компании по реализации ряда проектов, прежде всего в странах СНГ. Представители «Итеры» отказались от комментариев, отметив при этом, что подобные встречи уже были раньше, однако о них общественность просто не ставили в известность.
Источники газеты «Время новостей» утверждают, что предметом встречи было обсуждение особенностей сотрудничества с Туркменией. «Не знаю о разных «встречах» президента с Макаровым, но одна такая встреча действительно имела место в период острого конфликта «Итеры» с новым руководством «Газпрома». И тогда один из заместителей главы администрации, устроивший Макарову эту встречу, был сильно наказан. С тех пор у Путина и Макарова мог быть только один предмет для разговора -- ситуация с Туркменией. Тем более что в администрации и у самого Путина окрепло мнение о том, что в общении с Ниязовым допущены ошибки и их надо исправлять. Сейчас президенту понадобилась консультация Игоря Макарова, и официальное сообщение о встрече не что иное, как сигнал для Ашхабада», -- говорит близкий к Кремлю источник газеты «Время новостей». Каким может быть развитие событий, наш собеседник отказался прогнозировать, сославшись на непредсказуемость действий Ашхабада.