Время новостей
     N°102, 06 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.06.2003
Вирус из розетки
На московские экраны вышел новый фильм с Аль Пачино
Что-то случилось с Аль Пачино. Разменяв седьмой десяток, великий американский актер, безукоризненно действующая модель актерского перевоплощения по Станиславскому--Страсбергу, не то чтобы подрастерял свою репутацию -- до этого еще далеко, но пару пятен на нее посадить ухитрился. Со времен «Адвоката дьявола» Тэйлора Хэкфорда и «Донни Браско» Майка Ньюэлла (оба фильма 1997 года), удач у Пачино не было. И не то чтобы выбор режиссеров был неудачным. Но и Оливер Стоун в «Любом воскресенье», и Майкл Манн в «Своем человеке», и Кристофер Нолан в «Бессоннице», и Эндрю Николл в «Симоне» скорее эксплуатировали сложившийся имидж Пачино -- ершистого, растрепанного, темпераментного, жесткого, ранимого и умного, -- чем пытались предложить ему новые задачи. И вот на московские экраны выходит триллер «Рекрут» (его поставил средненький режиссер Роджер Дональдсон, известный по «Тринадцати дням» с Кевином Костнером), который находится в опасной близости к отстойнику категории «Б».

Восходящая ирландско-голливудская звезда Колин Фэрелл («Особое мнение», «Сорвиголова») играет небритого красавчика Джеймса Клейтона, который половину времени просиживает за компьютером фирмы «Макинтош», сочиняя хакерские программы, а вторую половину созерцает фотографии отца -- сотрудника нефтяной компании, без вести пропавшего в Перу в 1990 году. Юноша с высоким IQ привлекает внимание цээрушного вербовщика (Пачино), который намекает ему, что отец был озабочен не столько «черным золотом», сколько «национальными интересами США» в различных регионах, так что сыну пора продолжить отцовское дело: «Это у вас в крови». На секретном тренировочном лагере под названием «Ферма» курсанты постигают шпионскую премудрость: взрывают старенькие машины, по спецзаданию снимают девчонок в ночном клубе (если за пару часов сумел найти себе партнершу по быстрому сексу, значит, из тебя получится хороший вербовщик) и выдерживают многодневные допросы террористов-похитителей, которые при ближайшем рассмотрении оказываются переодетыми инструкторами. Клейтон, успешно проявивший себя как на шпионском, так и на любовном фронте (курсантка с нежным именем Лейла -- Бриджит Мойнехен -- оказывает ему недвусмысленные знаки внимания), неожиданно получает приказ об отчислении, чтобы вскоре выяснить, что именно из него собираются вырастить законспирированного агента-одиночку.

Рутинный сюжет расцвечивают разве что несусветные нелепости, которым нашпиговали эту безвдохновенную историю сценаристы. Как вам понравится, например, такая: в недрах ЦРУ разработан компьютерный вирус, который может проникать в любые устройства через электрическую розетку и способен за несколько секунд парализовать все информационные системы на Земле? Чтобы придать видимость правдоподобия этой ахинее, авторы зачем-то тревожат имя писателя Курта Воннегута и его Лед 9 из «Колыбели для кошки». Но то, что выглядело уместно в ироничной и философской фантастике Воннегута, в современном, претендующем на актуальность триллере смотрится настоящей дикостью. Туповатый рекламный лозунг «В ЦРУ все не является тем, чем кажется» едва ли оправдан. Любому вменяемому зрителю развязка становится ясна как минимум за час до конца фильма. Ближе к концу хроменький сюжет делает несколько неуклюжих пируэтов, но спотыкается и падает, как пьяная балерина.

А самое печальное -- это почти пародийный оттенок, который принимает в этом фильме старательная, добросовестная игра Пачино. Кажется, еще чуть-чуть -- и он превратится в Лесли Нильсена, а «Рекрут» -- в новый комедийный сериал «Шпионская академия». Смотреть на это грустно. У поклонников замечательного актера есть все поводы для опасения: не дай бог, Пачино повторит судьбу погасших звезд -- Йона Войта или Микки Рурка.

Алексей МЕДВЕДЕВ