|
|
N°102, 06 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Какая армия нужна России
Без ответа на этот вопрос военная реформа превращается в фарс
Ярким подтверждением нервного и зигзагообразного хода затянувшейся военной реформы стал скандал во время вчерашних парламентских слушаний. Публично поругались первый заместитель начальника Генерального штаба Юрий Балуевский и председатель комитета по обороне Андрей Николаев. Генерал Балуевский так долго и назидательно растолковывал собравшимся в Малом зале здания на Охотном ряду значение дефиниций из лексикона проводников этой самой военной реформы, что председательствующий г-н Николаев дважды напомнил о необходимости соблюдать регламент. На что второй человек в Генштабе, вспыхнув, констатировал: «Я вижу, предмет моего выступления не интересует председательствующего». «Можно считать, что это так», -- мгновенно парировал Андрей Николаев.
Несколькими минутами позже Балуевский подвергся атаке Бориса Немцова, ставшего в последнее время видным военным теоретиком. Он обвинил генерала в косноязычии, а потом настойчиво поинтересовался, куда исчезли 40 млрд руб. из Федеральной целевой программы перехода на контрактный способ комплектования. (Как потом выяснилось, представитель Генштаба говорил о деньгах, необходимых для армии, а Немцов -- для всех силовиков.) «Не трожьте Балуевского!» -- раздался из зала металлический голос, и на трибуну один за другим вышли два ветерана. Они вволю посклоняли г-на Немцова -- и не своим делом, мол, занимается, и крайне неудачно губернаторствовал в Нижегородской области.
Перепалка на этом не закончилась. Заместитель председателя комитета по обороне Эдуард Воробьев обвинил руководство Минобороны в том, что оно препятствует вмешательству законодателей в реформирование армии, -- даже Федеральной целевой программе перехода на контракт присвоили гриф секретности. Г-ну Балуевскому пришлось это мнение опровергать.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Военная реформа -- дело крайне серьезное. Однако и сегодня ни депутаты, ни военные так и не определились в главном -- какая же армия нужна России, к отражению каких угроз она должна быть готова, кто наши союзники, а кто потенциальные противники. Разброс мнений о характере будущих военных действий весьма широк. Одни ратуют за переориентацию армии с крупномасштабных операций на борьбу с терроризмом. Другие, припоминая недавнее столкновение в Ираке двух полумиллионных группировок войск, утверждают, что вооруженные силы должны быть готовы и к таким масштабам. Третьи не исключают войны ядерной. Генерал армии Анатолий Куликов, исходя из геополитических реальностей, считает, что Вооруженные силы России должны быть готовы гасить один-два приграничных конфликта и столько же внутренних одновременно.
Не менее пестра палитра мнений по поводу состава армии. В отличие от американцев, перешедших к профессиональной армии еще в 70-х, Германия не торопится делать это, так как немецкие аналитики не исключают возможности развития в Европе крупномасштабного конфликта, при котором не обойтись без подготовленного мобилизационного резерва.
И поскольку конечная цель не определена, военная реформа так ни к чему толком не привела, хотя тянется уже 11 лет. Именно столько лет назад в Министерстве обороны было создано управление военной реформы под началом генерала Геннадия Иванова, протеже тогдашнего главы военного ведомства Павла Грачева. Со сменой министра управление тихо приказало долго жить. С тех пор специального органа по руководству военной реформой не было. В итоге она свелась к маловразумительным организационным перетряскам и глобальному сокращению личного состава.
По мнению Андрея Николаева, неудачи в реформировании преследуют Россию из-за несовершенства законодательства в военной области. Парламентарий открыто попенял руководству страны: из более 200 законопроектов, прошедших через комитет по обороне, менее десяти внесено президентом и правительством. Более того, известно немало случаев, когда принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации «военный» закон не действует, поскольку правительство не издает подзаконных актов.
Сегодня, как утверждали большинство выступивших на слушаниях, армия не отвечает современным требованиям, оборонный комплекс не в состоянии обеспечить ее вооружением и военной техникой, поскольку более половины оборонных предприятий признано банкротами. Офицерских кадров сегодня не хватает даже в главных и центральных управлениях в Москве. Призывной контингент такой, что некогда «непобедимая и легендарная» превратилась, по выражению Юрия Балуевского, в «армию обедневшего большинства». Эксперимент в 76-й дивизии ВДВ практически провалился.
Теперь принимается Федеральная целевая программа перехода на контракт. Реформа пошла по следующему кругу.
Николай ПОРОСКОВ