|
|
N°102, 06 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Терроризм по плану
Шамиль Басаев поставил выпуск смертниц на поток
Вчера террористы-смертники впервые вышли за пределы Чечни. Около 7.30 утра в Северной Осетии в пригороде Моздока молодая женщина мощной бомбой подорвала вместе с собой пассажирский автобус 4-й армии ВВС и ПВО, на котором на работу ехали 33 сотрудника наземных служб военной авиабазы «Моздок». В результате теракта 18 из них погибли, 15 в тяжелом состоянии были отправлены в больницы. О том, что диверсию совершили именно чеченские камикадзе, вчера никто - ни в самой Чечне, ни в Северной Осетии, ни в спецслужбах - не сомневался.
Судя по событиям последнего года, лидеры боевиков уже давно «обкатали» тактику использования смертников, а теперь, похоже, смогли поставить их подготовку почти что на поток. Женщины-чеченки с поясами шахидов прошлой осенью участвовали в нападении на театральный центр на Дубровке в Москве, потом в декабре смертники же уничтожили здание правительства Чечни в Грозном. За минувший же месяц камикадзе стали практически «фирменным знаком» чеченского сепаратизма. Только в мае в Чечне от устроенных ими взрывов погибли более 100 человек, и около 500 были ранены. Примечательно, что пока такие диверсии происходили в самой Чечне, федеральные, да и собственно чеченские власти из этого особой большой проблемы не делали, ограничиваясь скупыми комментариями. Представители ФСБ тогда лишь заявили, что по их данным бригаду «Риядус-Салихийна» (в переводе - «Черные вдовы»), члены которой и используются в таких терактах, организовал лично Шамиль Басаев, и входит в нее около 35 женщин-камикадзе. При этом, каких-либо особых превентивных мер безопасности ни военные, ни спецслужбы в Чечне демонстративно не принимали. Наоборот, после каждого ЧП власти заявляли, что, в свете прошедшего референдума по конституции республики и наметившегося процесса гражданского примирения, отменять решение о сокращении блок-постов и военной группировки никто не будет. Также презрительным или, возможно, скептическим, молчанием власти и спецслужбы обошли сделанное также в мае через интернет-сайт сепаратистов «Кавказ-центр» заявление Шамиля Басаева, который предупредил о начале двух новых операций - «Смерч-антитеррор» и «Бумеранг». Одна из них, как тогда предупредил Басаев, должна была заключаться в нанесении ударов - в том числе и с использованием камикадзе - вне республики против тех, кто воевал в Чечне или занят в материально-техническом обеспечении контртеррористической операции. Возможно это и совпадение, но взрыв в Моздоке лидеры сепаратистов, наверняка, запишут как раз как такую операцию. Авиабаза «Моздок» - действительно крупнейшая и основная база российских ВВС на всем Северном Кавказе. Именно там базируются почти все боевые самолеты и вертолеты, участвующие в боевых действиях в Чечне, кроме того, через нее ведется и переброска большей части подразделений федеральных сил.
На вчерашнюю же акцию камикадзе власти отреагировали моментально и куда более жестко, чем раньше. Глава МВД Борис Грызлов перевел на усиленный вариант несения службы милицейские подразделения всех граничащих с Чечней республик и краев. Кроме того, по распоряжению министра обороны в Моздок срочно вылетела комиссия Генштаба и Главной военной прокуратуры. Причем, сразу же были оглашены и принципиальные выводы. Так, г-н Устинов заявил: «Это пришло к нам из других стран. Будем устанавливать место их (террористов-смертников - ред.) подготовки и определять каналы финансирования». Представители же ФСБ пошли еще дальше и выдвинули версию, что террористка, подорвавшая автобус в Моздоке, была подготовлена арабскими террористами вообще за пределами России.
Впрочем, что касается самого теракта, вчера было известно не много. По информации МВД Северной Осетии, автобус «ЛАЗ-695» 4-ой армии ВВС и ПВО, как обычно в 6 утра подъехал к гостинице «Моздок» в центре города, где проживают многие из летчиков и служащих авиабазы. Часть пассажиров он забрал там, часть - по пути у автовокзала и в военном городке. Когда автобус выезжал из города, в салоне кроме водителя находились 33 человека - офицеры-инженеры и вольнонаемные из обслуживающего персонала. По словам очевидцев, около 7.36 у железнодорожного переезда водитель сбросил скорость, и в это время к автобусу подбежала стоявшая на обочине молодая женщина 25-28 лет, одетая во все черное с матерчатой сумкой в руках. Она знаками попросила открыть ей двери, но водитель, как и положено по инструкции, проехал мимо. Тогда она подошла вплотную в борту машины и сразу раздался взрыв. Как выяснили позже эксперты, бомба была начинена гвоздями и обрезками проволоки. Все 14 человек, сидевших в креслах салона с правой стороны, погибли на месте. Еще 19 человек были госпитализированы в Моздокский военный госпиталь. Четырех из них врачам спасти не удалось. По последней информации, в результате взрыва погибли 19 человек, включая террористку, в больнице остаются еще 15 человек, состояние 4 из них критическое.
О женщине-смертнице вчера оперативники ничего сказать не могли. От нее самой осталась лишь изуродованная голова, по которой эксперты пытались восстановить ее портрет. Правда, почти сразу выяснилось, что эту женщину видели многие местные жители. Она еще с понедельника каждое утро приходила к переезду и, особо не стесняясь, разглядывала все проезжающие мимо машины.
Александр РАСКИН, Виктор ПАУКОВ