Время новостей
     N°102, 06 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.06.2003
«Норникель» решил не мелочиться с дивидендами
Несмотря на падение прибыли
Совет директоров ГМК «Норильский никель» решил быть последовательным в проведении дивидендной политики, рекомендовав собранию акционеров направить 25% от чистой прибыли, рассчитанной по Международным стандартам бухгалтерской отчетности (МСФО), за 2002 год на дивиденды (21,7 руб. на акцию номиналом 1 руб.). Это решение было принято, несмотря на то, что чистая консолидированная прибыль сократилась по сравнению с 2001 годом на 53%. Кроме того, объявленная чистая прибыль за 2002 год составила 315 млн против 411 млн долл. в 2001 году.

Процентные выплаты по дивидендам «Норникеля» на протяжении двух лет остаются одними из самых высоких среди российских эмитентов. По абсолютным показателям на первом месте прочно обосновались нефтяники. Однако среди металлургов ГМК, на долю которого приходится более 20% мирового производства никеля, свыше 10% кобальта, 3,1% меди, около 60% палладия и 20% платины, равных нет. В 2002 году совет директоров ГМК принял решение, что размер дивидендов должен составлять 20--25% чистой консолидированной прибыли после налогообложения, исчисляемой по МСФО. С 1999 по 2000 год дивиденды компании не превышали 2 руб. на акцию. А в 2001 году они выросли до 23 рублей.

Ухудшение финансовых показателей 2002 года -- падение чистой прибыли более чем в два раза и выручки на 29%, до 3,09 млрд долл. -- в компании объясняют сокращением продаж палладия. В результате падения цен на палладий с 1000 до 130 долл. за унцию «Норникель» (сейчас отмечен более чем 15-процентный рост, до 187 долл. за унцию) был вынужден уйти со спотового рынка металла и переориентироваться на прямые контракты с потребителем, которые гарантировали фиксированные цены и долгосрочные поставки. «Мы пожертвовали спекулятивной маржой, -- говорит источник в компании, -- и падение прибыли было ожидаемым. Однако в 2003 году 75% всего годового производства палладия обеспечено прямыми контрактами».

«Смена системы поставок как таковая не привела к потерям в денежном выражении, поскольку конечному потребителю палладий поступает по среднерыночной цене, -- заявил газете «Время новостей» Петр Холодный, президент «Норимета» (дочерняя компания «Норникеля», созданная в 2002 году в качестве единственного канала сбыта норильских платиноидов). -- Однако потребовалось время, чтобы выйти на этих потребителей и заключить с ними договоры». В связи с этим у «Норникеля» накопились огромные запасы палладия, оцениваемые аналитиками не менее чем в 2 млн унций.

По сообщениям зарубежных трейдеров, в последнее время «Норникель» вновь выходит на спотовый рынок. Это подтвердил и Петр Холодный, заявив, что таким образом компания намерена поддержать ликвидность. Он затруднился сообщить, какие объемы палладия будут предложены на спотовый рынок, поскольку число контрактов, по его словам, должно вырасти. Однако аналитики считают, что подобные контракты покроют менее чем 20% от годового производства металла. В количественном выражении оценить объемы проблематично -- правительство так до сих пор не приняло решение о рассекречивании физических данных о производстве и продажах платиноидов. Однако есть предположения, что уровень производства палладия в России колеблется от 2,5 до 3 млн тонн в год.

Яна ВИКТОРОВА