|
|
N°102, 06 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Потерянная провинция Поднебесной
Китай увеличивает экономическое присутствие в Монголии
Новый китайский лидер Ху Цзиньтао завершил вояж по Евразии в Монголии. В Улан-Баторе он подтвердил, что Китай уважает независимость, суверенитет и территориальную целостность Монголии. Заявление важное -- некоторые китайцы по старой памяти продолжают считать соседнюю страну временно потерянной провинцией. Но Ху Цзиньтао без ложной скромности напомнил, что Китай является для Монголии крупнейшим торговым партнером и главным иностранным инвестором.
Монголии нравится экономическое партнерство с Китаем. Президент Багабанди поблагодарил Пекин за льготные кредиты на строительство крупных объектов. Ху Цзиньтао выделил еще 6 млн долл. на постройку дорог в Китай и обещал активное участие КНР в освоении монгольских ресурсов и развитии инфраструктуры.
Однако монгольские эксперты тревожатся, что Пекин вернет Монголию под свое крыло силой экономического притяжения. В начале 90-х госсекретарь США Джеймс Бейкер посоветовал Монголии, вступившей на стезю демократии, завести себе «третьих соседей» в лице ведущих держав Запада, ослабив зависимость от Москвы и Пекина. Однако этот курс не принес стране существенных экономических дивидендов. Возможности старого союзника России также сильно ослабли, тогда как экономический потенциал бывшей метрополии растет день ото дня.
Монголия обрела независимость от Китая менее столетия назад -- это произошло в 1911 году во время распада последней императорской династии. Республика была провозглашена в 1924 году. Однако в китайских источниках началом дружбы между странами считается 1994 год, когда был подписан новый вариант договора о дружбе и сотрудничестве. Предыдущие 70 лет в Китае вспоминают без оптимизма, поскольку все это время Улан-Батор пользовался политическим и военным покровительством со стороны Москвы.
Примечательно, что власти Тайваня, формально считающие себя наследниками возникшей в 1912 году демократической Китайской республики Сунь Ятсена, согласились официально признать независимость Монголии лишь в прошлом году. Заместитель генсека правящей на острове Демократической прогрессивной партии Ли Ин-юань заметил: «Вера в то, что Монголия является частью Китайской республики, -- это самообман».
В апреле тайваньское правительство предложило парламенту отменить закон 1931 года относительно китайского управления монгольскими племенами. Такого рода законы абсурдны вдвойне -- Тайвань не управляет делами материкового Китая, а материк не властен над делами Монголии. Однако де-факто Тайбэй смирился с реальностью, открыв после шести лет переговоров неофициальное представительство в Улан-Баторе.
Александр ЛОМАНОВ