|
|
N°101, 05 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трудовая повинность взамен тюрьмы
Минюст считает успешным эксперимент по внедрению альтернативных мер наказания
В России завершается трехлетний эксперимент по внедрению альтернативных мер наказания, не связанных с тюремным заключением. Первые 445 осужденных вместо исправления за решеткой были приговорены к уборке мусора на улицах и другим видам малоквалифицированного труда. Эта мера считается, с одной стороны, более человечной и гуманной, а с другой стороны, предполагается, что наказание трудом поможет разгрузить тюрьмы.
Эксперимент, направленный на гуманизацию уголовно-исправительной системы, проводится Минюстом совместно с неправительственной организацией «Международная тюремная реформа» (PRI). В российском управлении исполнения наказаний проект, предложенный зарубежными правозащитниками, называют вполне удачным и подходящим для нашей страны. «Нам удалось создать и опробовать механизм привлечения к обязательному труду, и одновременно увидеть его недостатки, -- рассказал вчера заместитель начальника ГУИН Олег Филимонов. -- Это очень важно, ведь обязательные работы, как альтернативный вид наказания, должны быть введены в действие по всей стране уже в 2004 году. По нашим оценкам, в год к этой мере наказания могут привлекаться 75--80 тысяч человек, и мы считаем, что сможем их всех обеспечить фронтом работ».
Пока же общественно полезные работы не фигурируют в приговорах как самостоятельный вид наказания. Ими лишь дополняются условные приговоры осужденным за незначительные преступления: например, за кражи или хулиганство. Кроме того, назначаемый судьей объем пока гораздо меньше заложенных в УК нормативов: до 40 часов. Осужденный вместе с инспектором уголовно-исполнительной инспекции и работодателем сам определяет, как именно будет он отрабатывать эти часы. Будет он трудиться полный рабочий день или по нескольку часов после основной работы. Первый приговор к бесплатным общественным работам был вынесен 28 января 2002 года в Томске мелкому хулигану. Сейчас их уже 445, причем «рекорд» -- 307 осужденных к трудовой повинности -- приходится на Самарскую область. И.о. регионального директора PRI по Центральной и Восточной Европе Виктория Сергеева объясняет популярность альтернативного наказания в Самаре исключительно заинтересованностью местных властей. «Общественно полезные работы нужны муниципалитетам. Ведь это, как правило, неквалифицированный, но очень нужный в благоустройстве, коммунальном хозяйстве труд», -- сказала г-жа Сергеева.
Ирина БЕЛАШЕВА