|
|
N°101, 05 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Алексей Васильев: Прокатчиком болида может быть каждый
Российская экспансия в «Формулу-1» пока происходит медленно и с большими проблемами. Вот уже исчезли наклейки «Газпрома» с болидов «Минарди», а перспективы россиянина Сергея Злобина принять участие в одном из этапов «королевских гонок» выглядят теперь малореальными. «Кто виноват?» и «Что делать?» -- на эти извечные российские вопросы постарался ответить участник чемпионата мира FIA GT, гонщик команды YUKOS-RWS Алексей ВАСИЛЬЕВ.
-- Начнем с того, что тот контракт, который всем показывал Сергей Злобин, являлся не контрактом гонщика, а контрактом с командой «Минарди» на предоставление услуг по прокату автомобиля для проведения тестов, тренировочных заездов на небольших неофициальных полигонных трассах «Формулы-1». В «Минарди» таких ребят, как Злобин, за год проходит около 50 -- заплатил деньги и сел за руль болида. Объявив себя пилотом «Формулы-1», он, по сути, оказался обыкновенным прокатчиком автомобиля.
-- А что нужно, чтобы стать гонщиком «Формулы-1»?
-- Здесь необходима лицензия категории А, или суперлицензия. Чтобы ее получить, надо быть регулярным участником чемпионата мира в классе «Формула-3000», английского чемпионата «Формула-3», японского и еще евросерии «Формула-3000». К этому списку также относится наш чемпионат мира FIA GT, поэтому мы с моим партнером по команде Николаем Фоменко как раз имеем право на получение суперлицензии. А Сергей Злобин как бы перескочил все ступени, объявив, что у него есть контракт с «Газпромом», который дает ему возможность выступать в команде «Минарди».
-- Тогда какая выгода от этого «Минарди»?
-- В «Формуле-1», безусловно, многие команды нуждаются в заработках. Ведь в течение года любая конюшня проводит тесты, и можно на этом заработать деньги. Например, у нашей команды Yukos GT было несколько предложений и от «Джордана», и от «Минарди», раньше с нами связывался БАР. Вплоть даже до Рона Денниса с его «Маклареном». Есть такое понятие как тест-дэй -- на самом деле это полтора дня. Сначала тебя полдня обучают всем особенностям болида, а потом весь день ты на нем ездишь. Тест-дэй на «Минарди» стоит 100 тысяч долларов, в «Джордане» -- 150--170. «Макларен» и «Уильямс» не очень этим занимаются, но цены порядка 350 тыс. долл. И Сергей Злобин воспользовался этой возможностью поучаствовать за деньги «Газпрома» в таких рентных заездах.
-- Не очень приглядная история получилась с «появлением в «Формуле-1» первого русского пилота».
-- Я сомневаюсь, что кому-то удалось много на этом заработать. Просто это русское разгильдяйство и, очевидно, итальянское «зазывательство». Может быть, в «Минарди» наобещали какие-то сказочные условия в обслуживании, в подготовке, в продвижения Сергея в чемпионат спортпрототипов. Но главный подход западных команд -- зацепить спонсора. Как только это происходит, из него начинают выдаивание денег, денег, денег... И если у того, кто нашел деньги, нет грамотных менеджеров, которые должны установить жесткий коридор для дальнейшего развития программы, то это к добру не приведет.
-- Насколько эти события отразятся на имидже «Газпрома» и России в целом?
-- Ничего не будет. Западный мир не живет по меркам «Ты меня сегодня обидел, завтра я с тобой не буду разговаривать». Пройдет месяц--два, и та же «Минарди» будет присылать в «Газпром» новые проекты. За русские деньги на Западе будут сражаться всегда, даже после таких прецедентов.
-- Стоит ли нам ожидать в ближайшее время появления российского гонщика в «Формуле-1»?
-- А надо ли? «Формула-1» как таковая не завязана на национальном гонщике. Она больше завязана на национальной трассе и на показе этого шоу внутри какой-то территории со своими законами, со своими рекламными деньгами и бюджетами. Можно сказать, что это чемпионат мира среди производителей мощных и дорогих машин. Поэтому будет гонка в Китае, а китайский гонщик в «Формуле-1» не появится, просто нет у них людей, близких по уровню. Вот Монтойя родом из Колумбии, но до прихода в «Формулу-1» он был американским гонщиком в американском чемпионате, выступающим за американскую команду. Все знали его фамилию, а какая у него национальность -- уже неважно, главное, что он хорошо себя зарекомендовал. Конечно, мне самому бы хотелось попробовать себя в «Формуле-1», но приходить туда нужно с одной целью -- победить Михаэля Шумахера. А быть там последним намного хуже, чем просто туда не попадать.
Беседовал Даниил САЛЬНИКОВ