Время новостей
     N°101, 05 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.06.2003
Вместо Швыдкого -- Вишневская
Россия и Франция выступили покровителями частных коллекционеров
В Министерстве культуры Российской Федерации прошла пресс-конференция, посвященная грядущей выставке «Санкт-Петербург -- Парижу». Выставка откроется в Музее Монмартра 20 июня нынешнего года и приурочена к юбилею Санкт-Петербурга. Под тем же девизом пройдет парижское культурное лето 2003 года, частью программы которого будут новинки российского кино (от Александра Сокурова и Павла Лунгина) и концерты цыганской музыки.

Когда приглашенные на пресс-конференцию расселись за круглым столом, в глаза бросилась характерная деталь: прямо под двуглавым орлом-гербом на месте заявленного в анонсе министра культуры Михаила Швыдкого царственно восседала оперная примадонна Галина Вишневская. Как оказалось, диспозиция имела символическое значение. Дело в том, что ожидаемая выставка станет первым смотром частных коллекций в стенах общественного парижского музея -- Музея Монмартра, организованного в 1960 году историками, археологами и художниками, объединившимися еще в далеком 1886-м в краеведческую ассоциацию «Старый Монмартр». А с русской стороны этому мероприятию покровительствует важная государственная институция -- Минкульт РФ. Так что Михаил Ефимович весьма галантно уступил свое кресло одному из главных доноров новой экспозиции, Галине Павловне Вишневской.

Звездный состав коллекционеров подразумевает высокое качество выставки в целом. Помимо супружеской четы Ростропович--Вишневская произведения на выставку представят Владимир Спиваков, Морис Барюш, Владимир Царенков, Фондасьон Стравинский (Швейцария). Все заявленные участники-коллекционеры имеют дома и квартиры в Париже (или Швейцарии), а потому произведения из их собраний -- тоже по паспорту «граждане» шенгенских стран. В других выставках работы почти не участвовали, а потому их показ можно считать мировой премьерой.

Концепция, с которой познакомил собравшихся хранитель Музея Монмартра Рафаэль Жерар, по-французски затейлива и изощренна. Ее можно назвать «зеркало в зеркале». Русское искусство в диалоге с французской живописной традицией, купленное россиянами и хранящееся в Париже. Двойное отражение. Естественно, выбраны те периоды, когда общение двух школ наиболее интенсивно. Первый -- «Мир искусства». Второй -- Дягилевские сезоны. Третий -- авангард. Художники в основном те, чьи произведения особо котируются у коллекционеров: Бакст, Бенуа, Экстер, Попова, Чехонин, Серебрякова, Малявин...

Любопытно, что к готовящейся выставке оказалась причастна и наша газета. Меньше года назад мы печатали беседу с арт-дилером и консультантом по составлению частных собраний Еленой Куприной. Она похвасталась успешной сделкой, осуществленной при ее непосредственном участии. Куприной удалось восстановить богатый событиями провенанс (историю) одного малоизвестного портрета испанского мальчика кисти Петра Кончаловского. После подтверждения знатной родословной (участие в принципиальных для истории русского искусства выставках и т.д.) работа стала почетным приобретением для каждого уважающего себя коллекционера. Куприна ее сосватала. Мы опубликовали. А сегодня она уже украшает пригласительные билеты новой выставки. На мой вопрос «почему?» мсье Жерар ответил: «Маэстрия французской манеры в ней даже более убедительна, чем в иных творениях моих соотечественников».

Сергей ХАЧАТУРОВ