|
|
N°100, 04 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ахмат Кадыров уволил всех министров
Вслед за ингушским кабинетом министров вчера в отставку отправился и чеченский: и.о. президента республики Ахмат Кадыров подписал указ об увольнении министров и сразу же поручил собрать новое правительство. Для некоторых политиков эта новость оказалась неожиданной -- например, федеральный министр по делам Чечни Станислав Ильясов узнал об отставке от журналистов, очень удивился и сообщил, что ждал «каких-то изменений», но не предполагал, что они будут такими радикальными. Указ о замене правительства г-н Ильясов туманно охарактеризовал как «политический шаг г-на Кадырова перед выборами».
На самом деле нынешние перемены в чеченском правительстве не обещают такой захватывающей интриги, как в случае с предыдущими «рокировочками». Первая из них, напомним, была связана с приходом на пост премьера Михаила Бабича, вторая, спустя два месяца, -- с его отставкой. Несмотря на то что вчера г-н Кадыров уволил не одного министра, а кабинет целиком, все это мероприятие остается формальностью. Отставки правительства в Грозном ждали с самого момента принятия новой республиканской конституции в марте этого года. По ней Ахмат Кадыров приступил к исполнению президентских обязанностей, в которые входит и формирование правительства. В аппарате премьера Чечни Анатолия Попова предполагали, что кабинет будет выведен за штат в первый же понедельник после референдума, а затем г-н Попов должен будет заново представить кандидатуры министров. Так и произошло, хотя и с опозданием примерно на два месяца.
Премьером Чечни по-прежнему останется г-н Попов. Он уже пообещал представить кандидатуры в ближайшие дни и высказался за сохранение преемственности большинства портфелей. Пока новость только одна: в связи с переходом на другую работу Олег Житков отстранен от должности мэра Грозного, а его место занял бывший глава чеченского Госкоммолодежи Хож-Магомед Арсанов. Зато другой этнический русский, Игорь Тарасов, официально стал вчера главой аппарата правительства Чечни. Это назначение тоже не назовешь сенсацией: г-н Тарасов и так выполнял эту работу уже несколько месяцев.
И все же оценка Станислава Ильясова вполне отвечает действительности: Ахмат Кадыров предпринял предвыборный ход. Он уже несколько раз пробовал силы в самостоятельной кадровой политике. Ему удалось добиться ухода г-на Бабича с поста премьера, сменить министра финансов и даже министра внутренних дел. Теперь, накануне созыва временного парламента, временный президент решил показать, что может играть в полную силу, и, пусть формально, снял сразу весь кабинет.
Кстати, вместе с министрами за штат вышли и главы районных администраций. И если министры скорее всего вернутся в свои кресла, то часть префектов в новый чеченский Госсовет могут и не войти: у г-на Кадырова появилась еще одна блестящая возможность выстроить в районах административный ресурс для предстоящих президентских выборов. Выборы эти совсем не за горами: вчера спецпредставитель российского президента по правам человека в Чечне Абдул-Хаким Султыгов еще раз подтвердил, что голосование не будут совмещать с выборами в Думу. Вполне возможно, его проведут раньше, то есть настоящий, а не временный президент может появиться у Чечни уже в ноябре.
Еще один подарок к выборам г-ну Кадырову готовят в Москве: сегодня Дума должна принять окончательную редакцию постановления об амнистии. Правда, заготовленный Кремлем широкий жест в сторону чеченских избирателей грозит обернуться формальностью. Что было бы нежелательно, поскольку в данном случае речь идет уже непосредственно об авторитете федерального центра.
В проекте амнистии, внесенном президентом две недели назад, мало что изменилось: депутаты решили продлить срок действия амнистии для сепаратистов еще на месяц, до 1 сентября, и отдельно записали, что не собираются прощать людей, причастных к геноциду. Существенные поправки по процедуре применения амнистии, которые вносил, в частности, депутат Асламбек Аслаханов, в документ не попали. В комитете по законодательству считают, что и без них амнистия выведет из леса тысячу, а то и полторы боевиков. Это был бы блестящий результат, если учесть, что именно такую цифру российские силовики уже несколько лет называют всякий раз, когда их просят оценить численность сопротивления.
Кроме боевиков депутаты собираются простить и федералов, совершивших в последние десять лет не очень страшные преступления в бывшей Чечено-Ингушетии. Но и таких едва ли наберется много: главный военный прокурор Александр Савенков сообщил, что амнистированы могут быть всего 200 человек. В их число входят как уже осужденные военные, так и те, чьи дела все еще находятся в производстве.
Иван СУХОВ