|
|
N°100, 04 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Электронная Россия» - средство реализации реформ
В пятницу состоится коллегия Минэкономразвития на тему «Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002--2010)»: итоги реализации и основные направления на среднесрочную перспективу», а на середину июня запланировано первое заседание межведомственной комиссии, координирующей ход программы. О том, какие вопросы будут обсуждаться на коллегии и какое будущее ждет программу, обозревателю газеты «Время новостей» Вере СИТНИНОЙ рассказал замминистра экономического развития Андрей ШАРОНОВ.
-- Андрей Владимирович, какова роль программы «Электронная Россия» в социально-экономическом развитии нашей страны?
-- С программой «Электронная Россия» (ЭР) правительство связывает большие надежды. До сих пор Россию воспринимают как страну с сырьевой экономикой, а не поставщика высокотехнологичных товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью. А именно это ценится в мире. Кроме того, решить задачу, поставленную президентом в своем послании, -- к 2010 году в два раза увеличить ВВП, -- возможно лишь с помощью диверсификации структуры экономики. Должно быть опережающее развитие высокотехнологичных и новых секторов, а также внедрение новых технологий в традиционные отрасли экономики. Программа «Электронная Россия» направлена именно на изменение структуры экономики и ставит своей целью не развитие сектора ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), а изменение функционирования госаппарата и повышение эффективности во взаимодействии государства с населением и бизнесом.
-- Получается, что «Электронная Россия» -- часть административной реформы?
-- Программа шире, чем административная реформа. Точнее, она пересекается с административной и пенсионной реформами, реформами естественных монополий и ЖКХ. Программа «Электронная Россия» прежде всего предлагает средство для реализации этих реформ. Если говорить об административной реформе, о повышении открытости и эффективности работы власти, то необходимо напомнить о принятом постановлении правительства о доступе к информации. По этому постановлению все госорганы должны размещать информацию в Интернете. Кстати, на сегодняшний день практически каждый федеральный или региональный орган власти имеет свою страницу в Сети. В части повышения эффективности в программе ЭР заложена реализация проектов, направленных на устранение дублирования функций многих министерств через внедрение информационных технологий, в частности объединение государственных информационных ресурсов. Кроме того, эффективность работы ведомства всегда можно оценить. Можно посчитать, сколько было выдано справок или какое количество налоговых деклараций принято от юридических или физических лиц. Внедрение ИКТ, например, значительно ускорит процесс регистрации предприятий. Можно будет зарегистрировать компанию, заполнив форму в Интернете. Особенно важно, чтобы бизнес или человек получал услуги от государства в максимально удобной форме и в минимальные сроки. Для этого мы начали реализацию проекта по разработке электронных административных регламентов. Для потребителя услуг не важно, какое письмо кому было расписано в ведомстве. Он должен направить запрос и в короткий срок получить ответ. Это как часы, мы видим только, как ходят стрелки и показывают время, а как работает сам механизм, нас не интересует. Новые технологии уже в ближайшие два-три года позволят гражданам получать субсидии и дотации, не отстаивая многочасовые очереди, а всего лишь заполнив форму на сайте соответствующего госучреждения. А для той части населения, которая не может себе позволить купить компьютер и доступ в Сеть, государство предполагает создать пункты общественного доступа на базе почтовых отделений, библиотек и учебных заведений.
-- Будут ли на заседании коллегии подниматься вопросы повышения эффективности и прозрачности власти?
-- Это всего лишь один из предполагаемых вопросов. На ней будут обсуждаться итоги реализации первого этапа программы, необходимость повышения бюджетных расходов на ИКТ, приоритетные направления на среднесрочную перспективу и необходимый объем бюджетных средств на ее реализацию в 2004 году. Хочу только сказать, что один из наиболее важных с политической точки зрения вопросов -- повышение эффективности расходов и координация между ведомствами в рамках реализации программы. В каждом ведомстве есть свои информационные ресурсы и базы данных, к которым не имеют доступа не только население или юридические лица, но и другие госорганы, что говорит о недостаточной прозрачности власти и ее неэффективности. С одной стороны, мы провели исследование, по результатам которого выяснилось, что ведомства неэффективно расходуют свои средства на ИКТ. С другой -- прошлый год показал недостаточную координацию госзаказчиков программы. Сложившуюся ситуацию нужно менять, и как можно быстрее.
-- Как этого можно добиться?
-- Ведомствам, реализующим программы в области ИКТ, надо объединить свои усилия и сфокусироваться на действительно приоритетных направлениях. В 2002 году была образована межведомственная комиссия по программам, содержащим мероприятия по разработке и использованию информационно-коммуникационных технологий. Комиссия должна решить эту проблему.
Что касается государственных расходов на ИКТ, то действующая сегодня в России бюджетная система имеет ряд недостатков, которые и предопределили сложившуюся ситуацию. Например, при планировании не проводится оценка эффективности затрат. Одним из возможных решений проблемы может стать создание особых структур по координации. Так, в ближайшее время необходимо разработать среднесрочную стратегию информатизации госсектора и выработать единую политику в сфере государственных закупок в области ИКТ, в том числе предполагающую использование единых контрактов.
Беседовала Вера СИТНИНА