Время новостей
     N°100, 04 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.06.2003
Механический желудок предпочитает деликатесы
Пищеварительный перформанс по-французски
«Моя машина все равно что человек», -- считает бельгийский маэстро перформанса Вим Дельвуа, художник-монументалист, хорошо известный своими нестандартными творениями. Новый агрегат, которым г-н Дельвуа намерен удивить мир, назван своим творцом «Клоакой» и состоит из прозрачных труб, колб и емкостей с кислотой. Аппарат полностью воспроизводит желудочно-кишечную систему человека. «Клоака» питается, как и человек, три раза в день, много потребляет воды. Пищеварением занимается по шесть часов, за чем с интересом наблюдают многочисленные посетители Музея современного искусства в Лионе, где выставлена необычайная конструкция.

Из чего состоит меню «Клоаки»? Это стандартный рацион среднего европейца. Правда, создатель агрегата утверждает, что «Клоака» больше всего любит сладкое: пирожные, печенье, конфеты... Разнообразят стол ненасытного «андроида» -- так классифицирует свое дитя Вим Дельвуа -- лучшие шеф-повара Лиона и его окрестностей, прославленных на весь мир своими кулинарными традициями. В их числе и знаменитый Мишель Труагро из Роана, работавший в дорогом и широко разрекламированном московском ресторане «Кумир», который не так давно приказал долго жить. После мэтра Труагро («Три толстяка»), с успехом угощавшего «Клоаку» своими фирменными волованами и паштетами, к кормлению «андроида» присоединился и другой шеф-повар с громким именем -- Никола Ле Бек.

«Машина очень разборчива в еде, -- утверждают сотрудники музея. -- Например, она не любит бобов и тушеной капусты. От клетчатки ее пучит...» А еще агрегат не терпит незамысловатых угощений в бумажных упаковках из предприятий быстрого питания. К «Макдоналдсу» же, как утверждают создатели «Клоаки», он и вовсе относится с нескрываемой неприязнью. Это и понятно. Хотя «Клоака» и андроид, но французского происхождения. Потомки галлов, по статистике, в восемь раз чаще покупают французские батоны-багеты с ветчиной, сыром и листьями салата, нежели гамбургеры с битым мясом. А кока-коле и пепси решительно предпочитают красное вино, пиво, причем свое, отечественное, эльзасское или фландрское, и минеральную воду: «Витель», «Эвиан», «Бадуа», «Перрье»... В крайнем случае оранжад. Эти напитки, кстати, очень уважает и «Клоака». Механическая губа -- не дура!

Однажды агрегата-гурмана решили побаловать яствами итальянской кухни. Как говорят сотрудники музея, «Клоаке» особенно понравилась пицца по-неаполитански, острая и сдобренная резким соусом, и спагетти по-болонски. Во время обеда, чтобы доставить удовольствие окружающим, один из искусствоведов с выражением зачитал заметку из местной газеты.

Известный итальянский кулинарный критик Эдоардо Распелли, писала газета, на спор с товарищами поел в «Макдоналдсе». На свет божий он выполз еле живой. Гамбургеры он сравнил по вкусу и консистенции с каучуковыми подошвами, а жареную картошку -- с папье-маше. Естественно, итальянскому филиалу американского общепитовского гиганта это не понравилось. Он и без того в прошлом году понес немалые убытки из-за уменьшения числа клиентов. Дирекция «Мака» пригрозила Распелли, ведущему гастрономическую хронику в газете «Стампа» и еженедельную тематическую телепередачу, что подаст на него в суд за диффамацию. На что синьор Распелли ответил: «В том, что я написал, нет ничего шокирующего. Я не оклеветал даже вашу несъедобную жареную картошку. Мне не перед кем и не в чем извиняться. Чем травить журналиста, сеть «Макдоналдс» лучше бы подумала о том, как завоевать симпатии публики».

По свидетельству очевидцев, критика «Макдоналдса» так понравилась «Клоаке», что после чтения статьи в недрах агрегата что-то звучно заурчало и захлюпало. «Наша машина любит только изысканную или по-настоящему домашнюю кухню», -- без промедления оценили эту пищеварительную реакцию искусствоведы от авангардизма. Правда, как узнают музейные работники о тонких вкусах агрегата, для непосвященных такая же загадка, как возведение египетских пирамид.

Злые языки распускают в лионской артистической среде слухи о том, что на «Клоаку» готовится покушение. Дескать, противники смелого эксперимента хотят подсыпать яду в пищу для агрегата, настолько неэстетичным кажется некоторым ретроградам перформанс Вима Дельвуа. Дело в том, что результаты пищеварения «Клоака» выводит из своего брюха тоже у всех на глазах. Для этого в музее есть специально приспособленная обширная прозрачная емкость под стеклянной крышкой.

Петр РОЗВАРИН, Париж