|
|
N°100, 04 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Китай примеряет мировой статус
Историческое значение завершившегося на днях визита в Россию председателя КНР и генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао обусловлено тем, что это был первый зарубежный визит китайского руководителя четвертого поколения. Выбор России для начала внешнеполитической карьеры демонстрирует приоритеты, которые Ху Цзиньтао определил для себя и своей команды.
Мне довелось лично увидеть Ху Цзиньтао на приеме у президента Путина в Кремле и на встрече в МГИМО. У нового лидера очень культурный литературный язык, который свидетельствует о высокой образованности. Его быстрые ответы на вопросы были серьезны и убедительны и при этом эмоционально импонировали задавшему вопрос. Свободное владение информацией, четкое формулирование мыслей и позиций свидетельствует о том, что новое поколение китайских руководителей имеет высочайший уровень профессиональной подготовки.
Во время встречи в МГИМО я попросил председателя Ху Цзиньтао прокомментировать судьбу идеи многополярного мира после иракской войны. В своем четком и развернутом ответе он подчеркнул, что формирование полюсов мировой политики происходит независимо от заявлений тех или иных лидеров или воли тех или иных стран. По его словам, в ходе этого процесса неизбежно будут возникать противотоки и зигзаги, но формирование новых центров силы станет определять лицо XXI века.
В выступлениях Ху Цзиньтао неизменно звучала высочайшая оценка вклада России в мировую культуру, назывались имена наших великих соотечественников: Менделеева, Пушкина, Толстого, Гагарина. Ху Цзиньтао подчеркивал заинтересованность Китая видеть Россию процветающим сильным государством. Развитие китайско-российского сотрудничества он считает неотъемлемым компонентом стабильного развития и Китая, и России.
Ху Цзиньтао подтвердил, что Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года является долговременной правовой основой российско-китайского стратегического партнерства. Россия и Китай заявили, что в ближайшем будущем в духе добрососедства завершится окончательное установление линии границы, -- для этого осталось урегулировать вопросы вокруг двух небольших участков территории. Стороны также согласились создать двустороннюю комиссию по вопросам миграции. Это очень важно на фоне пропагандистских, порой явно преувеличенных выступлений по поводу случаев нарушения миграционного законодательства китайскими гражданами на российском Дальнем Востоке.
Китайцев часто упрекают в чрезмерном прагматизме, стремлении получить сиюминутную выгоду. Иногда это действительно так. Но китайское руководство, стремясь сохранить важное экономическое сотрудничество с США, одновременно все более интенсивно сотрудничает со своими соседями -- Россией, Индией, Южной Кореей, Японией, усиливает активность в Европе и Латинской Америке. При этом Китай готов поддержать Россию, чтобы она в перспективе на подходящих для себя условиях могла присоединиться к ВТО, укрепить свои связи с организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, региональным форумом безопасности АСЕАН.
Московская часть официального визита председателя КНР завершилась форумом лидеров стран Шанхайской организации сотрудничества. Активное включение этой региональной организации в международную политику отвечает интересам как России и Китая, так и других ее центральноазиатских участников, -- если те хотят сохранить свою самостоятельность. Иначе им грозит долгосрочное американское присутствие. Это может быть экономически выгодно, но в долгосрочной перспективе оно осложняет отношения между соседями. Ни Казахстан, ни Узбекистан, ни Киргизия, ни Таджикистан без сотрудничества с Россией, Китаем и между собой не смогут устранить две главные причины американского военного присутствия -- терроризм и наркобизнес.
Ху Цзиньтао вслед за своими предшественниками Дэн Сяопином и Цзян Цзэминем следует принципу «не высовываться» -- то есть не стремиться влиять на дела, которые не касаются непосредственно безопасности Китая и его экономического развития. Но после прихода нового руководства в действиях Пекина обозначился новый нюанс. Сохраняя готовность к равноправному взаимовыгодному диалогу с США, Китай стремится вести этот диалог на базе тесного сотрудничества и углубления взаимопонимания с Россией и Европой.
Это подтверждается согласием Пекина впервые принять участие в качестве гостя на заседании развитых государств «восьмерки» в Эвиане. Там в ходе неформального диалога «Юг--Север» Ху Цзиньтао от имени развивающихся стран призвал стимулировать рост мировой экономики и продвигать экономическую глобализацию «в направлении к совместному развитию и процветанию».
В китайском общественном мнении все четче звучит, что Китай -- великая держава. Чрезмерная скромность председателя Цзян Цзэминя, подчеркивавшего, что КНР -- развивающееся государство, которое не может решать большие мировые проблемы, все еще сохраняется. Но Ху Цзиньтао не зря заявил в ходе московских встреч, что, став сильным государством, Китай не будет проводить политику гегемонии. Таким образом, Китай заявляет, что он может -- и это отвечает общественным интересам -- внести еще больший вклад в сохранение мира и мировую цивилизацию, причем в стратегическом партнерстве с Россией.
Михаил ТИТАРЕНКО, академик РАН, директор Института Дальнего Востока РАН