Сегодня в Эвиане, где третий день проходит встреча лидеров «большой восьмерки», заканчивается «Большой марафон Больших саммитов». Во всяком случае, для президента России. Владимир Путин -- единственный из мировых лидеров, ставший полноправным участником этого «забега», начавшегося в Москве 27 мая саммитом «шестерки» Шанхайской организации сотрудничества, затем продолженного встречей 45 лидеров в юбилейном Петербурге и прибывшего затем сюда, к французским берегам Женевского озера.
Хозяин саммита «восьмерки», президент Франции Жак Ширак, как заботливый тренер, стремящийся обеспечить удачный финиш своему стайеру, поднося ему на бегу глоток воды, исключительно галантно поддержал своего российского друга в самом начале последнего этапа. «Нас особо впечатлило, что за эти два дня (во время торжеств в Петербурге. -
Ред.) вы последовательно продемонстрировали единство нашей цивилизации», -- сказал г-н Ширак. То, что Путин может испытывать «глубокое удовлетворение» от своего участия в эвианском саммите, -- очевидно. Если вспомнить, что изначальная цель ежегодных свиданий лидеров промышленно развитых государств - способствовать экономическому росту, то российский президент оказался в Эвиане «лидером лидеров».
Владимир Путин доложил коллегам, что темпы роста российской экономики в 2001-2003 годах составили в среднем около 5% ВВП, а за период 2000-2002 гг. даже 6,8% ВВП. Это самые высокие темпы роста среди стран «большой восьмерки». Разумеется, цифры эти выглядят приятными во всех отношениях, но вряд ли они станут причиной восхищенного восторга серьезных экономистов. Никому не нужно здесь объяснять, что чем слабее экономика, тем круче возможности ее роста. Однако как свидетельство благоприятной тенденции они вполне впечатляют. Если еще чуть-чуть забыть, что главная составляющая этого роста - увеличение добычи и экспорта энергоресурсов. Впрочем, и из этого российский президент извлек пользу. Когда вчера на саммите каждый из лидеров рассказывал, чем его страна может помочь ускорению мировой экономики, вклад Путина звучал так: стабильная и предсказуемая энергетическая политика России. Он напомнил, что наша страна в суммарном пересчете нефти и газа - крупнейший в мире производитель энергоресурсов, опережающий по экспортным показателям даже Саудовскую Аравию. Говоря об успехах, Путин напомнил о построенном вместе с итальянцами по дну Черного моря в Турцию газопроводе «Голубой поток». Говорить, правда, о том, что турки пока не демонстрируют качеств надежного и договороспособного покупателя российского газа, российский президент не стал. Действительно, гораздо важнее, что Москва выглядит надежным экспортером. Обещал Путин и свою поддержку планам американско-российского энергетического сотрудничества, напомнив об удаче британско-российского прецедента в виде инвестиций BP в ТНК. Говорил президент и о переговорах по проекту прокладки газопровода в Великобританию с отводом в Германию.
Прозвучали в эвианском выступлении Путина и жесткие нотки. Говоря об успешных перспективах членства России в ВТО, он предупредил, что Москва будет противостоять стремлению Еврокомиссии «получить от нас необоснованные преимущества». «Мы с подобным курсом не согласны и будем продвигать собственную переговорную платформу», -- сказал Путин. Трудно понять, произвели ли должное впечатление эти слова на европейцев, но в кругах российской делегации чем дальше, тем больше, вызревает уверенность, что Москва, продавая Европе свои «энергетические услуги», вправе требовать достойных условий «сделки» по вступлению в ВТО и по остальным параметрам торгового сотрудничества.
Едва ли не главный неформальный, но вполне «системный» итог Эвианского саммита -- возврат лидеров «восьмерки» к обсуждению проблем экономического роста, долго остававшихся без внимания. Это тем более важно, что в Эвиане побывал
новый китайский лидер Ху Цзиньтао, который, как говорят, долго раздумывал над приглашением французов. Китай -- возможно, главный источник экономического роста в XXI веке, и без его участия встречи лидеров индустриально развитых держав уже в обозримом будущем рискуют стать неполноценными.
Если говорить о формальных итогах встречи в Эвиане, то здесь сюрпризов не произошло. Принято все, что планировалось - Декларация о поощрении роста и содействию формирования ответственной рыночной экономики, планы «Совместных действий в области торговли» и «Глобального партнерства против распространения оружия и материалов массового уничтожения» и другие документы. Отдельно стоит отметить заявление «восьмерки» по нераспростанению оружия массового уничтожения. Два его пункта посвящены конкретно Северной Корее и Ирану.
Ким Чен Ир жестко обвиняется в «подрыве режима нераспространения ядерного оружия и явном нарушении международных обязательств». Что же касается Ирана, то «восьмерка», как сказано, «не собирается игнорировать значение его ядерной программы в контексте проблем нераспространения». Важно здесь то, что призывы к Пхеньяну и Тегерану вернуться в лоно международного контроля подписаны и от имени России. А это значит, что Москва после Эвиана вряд ли сможет позволить себе оставаться адвокатом «опасных режимов», как это выглядело до сих пор. С этой точки зрения западные столицы могут без всяких сомнений рассматривать Москву как своего зрелого партнера.
Другими итогами Эвиана можно считать «постиракское» примирение Парижа и Вашингтона - разумеется, в пределах возможного. Даже курьезная сцена, произошедшая вчера перед началом первого официального заседания «восьмерки», когда Жак Ширак уж слишком намеренно делал вид, что занят разговором по мобильному телефону, переданном ему германским канцлером Шредером как раз в момент появления рядом с ними американского президента, не сказалась на этом итоге. Политкорректность и гостеприимство взяли верх, и г-н Ширак в конце концов ответил на протянутую ему руку г-на Буша. А затем телекамеры всего мира сосредоточенно следили, как оба президента, хоть и несколько скованно, но вполне дружелюбно улыбаются друг другу на двусторонней встрече.
Правда, затем Джордж Буш все-таки устроил небольшую «демонстрацию». Вчера днем президент США досрочно покинул Эвиан и отправился в Египет, чтобы, как выразился британский премьер Тони Блэр, «при полной поддержке «восьмерки» интенсифицировать ближневосточный мирный процесс». Так что сегодняшняя обязательная для окончания саммитов церемония официального фотографирования, если она, конечно, вообще состоится, пройдет без президента США. Но, возможно, ее вообще отменят. Вчера вечером в кулуарах саммита распространились слухи, что вслед за г-ном Бушем Эвиан досрочно покинет и г-н Блэр. На прямой вопрос журналистов об этом сам британский премьер не стал комментировать такое предположение. То есть и не отверг его...
Но что нам, россиянам, до этих глупостей. Нам важнее другой, пусть промежуточный, но весьма показательный итог Эвиана. Вчера с утра на Лондонской бирже курс доллара впервые за последнее время пополз вверх. Сказывается эвианское «водяное перемирие» и обещание Буша принять меры по укреплению американской валюты. Вот и хорошо!