Время новостей
     N°99, 03 июня 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.06.2003
Питательная среда федерализма
Ученые разъяснили регионам, что такое местное самоуправление
На прошлой неделе в подмосковном Голицыне эксперты Просветительского центра, основанного фондом «Открытая Россия» и Московской школой политических исследований, Ирина Бусыгина и Андрей Захаров провели семинар на популярную ныне тему «Местное самоуправление и федерализм в России». Съехавшимся на семинар представителям из 30 российских регионов были предложены два взгляда на проблему. Во-первых, как, по мнению экспертов, местное самоуправление выглядит «сверху», то есть с точки зрения федерального центра и власти как таковой. Во-вторых, что такое самоуправление с позиции простых россиян.

Принципиальным отличием этого семинара от других дискуссий в рамках обсуждения готовящейся реформы местного самоуправления, по мнению экспертов, является то, что они «первыми начали говорить о федерализме без табуретов». «Сегодня тема федерализма и реформы местного самоуправления заезжена, так что легко затеряться среди многообразия предлагаемых мнений. Мы не разделяем точку зрения некоторых экспертов, говорящих о «колченогом табурете российского федерализма», -- заявила профессор МГИМО Ирина Бусыгина в начале семинара. Объясняя выбор названия для семинара, г-жа Бусыгина назвала местное самоуправление «питательной средой и своеобразным фундаментом, способным стать основой федерализма в России», который нельзя построить указами президента или решениями парламента. «Тем более решая при этом другие задачи», -- добавила она. По мнению ученого, закон о местном самоуправлении 1995 года был принят прежде всего для того, чтобы Россия вступила в Совет Европы. Нынешний закон, разработанный комиссией под руководством замглавы президентской администрации Дмитрия Козака, также призван решать другие задачи. По мнению г-жи Бусыгиной, законопроект, принятие которого ожидается в первой декаде июня, станет лишь еще одним рычагом контроля и обуздания регионов посредством местного самоуправления. «Несмотря на то что по Конституции РФ местное самоуправление не является частью государственной структуры, нынешнее самоуправление стало третьим уровнем власти наряду с федеральным и региональным», -- считает г-жа Бусыгина. По ее мнению, отличие только в том, интересы какого количества людей обслуживает тот или иной уровень. Существование третьего уровня государственного управления позволяет первому и второму уровню «скидывать» на него трудно решаемые проблемы. Например, лопающиеся по всей стране трубопроводы. Такой взгляд «сверху», считает ученый, результата не даст, поскольку «подобное может создать только подобное» со всеми своими проблемами и неэффективностью.

Что касается взгляда «снизу», народ, по мнению ученых, не принимает местного самоуправления, отторгая министерское бюрократическое управление как тип государственного менеджмента, а не государство вообще. То есть у местного самоуправления в России есть надежда, но нет исторической памяти нации об успешном самоуправлении. По мнению вице-президента Фонда развития парламентаризма в России Андрея Захарова, россияне давно свыклись с «организованным насилием государства», которое принуждает их чистить газон или красить изгородь в собственном дворе, не выделяя при этом достаточно денег. «А надо, чтобы было принуждение общины, которое, в отличие от государственного, не физическое, а моральное», -- считает г-н Захаров. Одним словом, дело осталось за малым -- создать по всей России общины, которые будут организовывать уход за газонами, заборами и прочими благами общего пользования. Это, по мнению ученого, потребует не столько денег, сколько времени, потому что «работа с сознанием -- это длительный процесс». Очевидно, поэтому ученые не хотят активно участвовать в разработке нынешнего варианта реформы местного самоуправления, как и разделять ответственность за ее результаты.

Марина САЙДУКОВА