|
|
N°99, 03 июня 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Центробанк России оказался независимым
Сергей Игнатьев не хочет менять законопроект о валютном регулировании
Похоже, разработчики нового закона «О валютном регулировании и валютном контроле», по крайней мере один из них -- Центробанк, не намерены поступаться принципами. Вчера на конференции для инвесторов, организованной группой «Ренессанс-Капитал», глава Центробанка Сергей Игнатьев заявил, что ЦБ выступает против внесения концептуальных изменений в законопроект. Еще пару недель назад подобное заявление можно было бы расценивать как простое подтверждение ранее заявленной позиции. Сейчас же ситуация выглядит несколько иначе. Г-н Игнатьев защищает законопроект, уже раскритикованный президентом.
В конце мая Владимир Путин направил в Госдуму заключение на совместное детище правительства и ЦБ. В нем он фактически солидаризовался с оппонентами правительственного законопроекта, считающими, что этот документ не только замедляет движение к полной конвертируемости рубля, но и противоречит Конституции.
Понятно, что оппоненты правительства -- сторонники скорейшей отмены валютного регулирования (в том же РСПП) -- были чрезвычайно обрадованы президентской поддержкой, считая, что теперь-то чаша весов склонилась на их сторону. Их надежды поддерживали и слова Владимира Путина, сказанные им в послании Федеральному Собранию, о том, что необходимо добиваться полной конвертируемости рубля, конвертируемости не только внутренней, но и внешней, не только по текущим, но и по капитальным операциям. По сути, это был призыв к обеспечению свободного движения капитала.
Именно поэтому вчерашнее выступление главы ЦБ было встречено оппонентами с недоумением. «То, что сказал Игнатьев, странно. Получается, у нас есть президент, а есть еще какая-то сила», -- заметил корреспонденту газеты «Время новостей» замруководителя комитета по бюджетной и налоговой политике РСПП Станислав Воскресенский.
Глава же комитета по экономической политике Госдумы Григорий Томчин предположил в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей», что, говоря о недопустимости концептуальных изменений в законопроекте, г-н Игнатьев мог и не отнести к таковым замечания Владимира Путина. По его словам, когда законопроект принимался в марте в первом чтении, представителям Минфина Алексею Улюкаеву и ЦБ Олегу Вьюгину были выдвинуты аналогичные требования, и они заявили, что «подобные изменения не являются концептуальными и возможны к рассмотрению в ходе второго чтения». «Большинство депутатского корпуса не проголосовало бы тогда за правительственный вариант, если бы Улюкаев и Вьюгин ответили отрицательно», -- сказал г-н Томчин. Поэтому, по его словам, г-н Игнатьев, вполне возможно, имел в виду следующее: мы не считаем, что предложения президента концептуально меняют закон, а потому намерены их учесть.
Однако коллизия налицо. Ведь замечания президента к законопроекту, как признал тот же Григорий Томчин, почти совпадают с содержанием альтернативного законопроекта (подготовленного при поддержке РСПП), против которого резко выступили и правительство, и Центробанк. Кроме того, возникает вопрос, почему в правительственных поправках, направленных в Госдуму ко второму чтению, об изменениях, которые гг. Улюкаев и Вьюгин считали неконцептуальными, не сказано ни слова. Похоже, ответ на этот вопрос будет дан не скоро. Дело в том, что Госдума уже не успевает рассмотреть законопроект во втором чтении на весенней сессии. Битва за валютную либерализацию продолжится только осенью.
Между тем, пока не принят новый закон, депутаты совершенствуют ныне действующий. Вчера думский бюджетный комитет рекомендовал палате принять поправки, которые снижают норматив обязательной продажи валютной выручки с нынешних 50 до 30%. При этом Центробанку дается право в случае необходимости самостоятельно понизить и этот порог.
В заключении президента говорится, что предлагаемые ЦБ и правительством ограничения на капитальные операции противоречат Конституции, поскольку это является ограничением прав и свобод граждан, а они вводятся в исключительных случаях и уж вовсе не правительством и Центробанком. Если и вводить такие ограничения, то для этого надо строго зафиксировать, какие из них и в каких случаях будут задействованы, причем не в инструкциях ЦБ, как хотят разработчики, а в самом законе, то есть сделать его законом прямого действия. Кроме того, предложено четко прописать в документе закрытый перечень капитальных операций. Предлагается также изменить один из разделов таким образом, чтобы к внешним ценным бумагам были отнесены исключительно бумаги, выпущенные нерезидентами.
Михаил ВОРОБЬЕВ